10 марта состоялось расширенное заседание коллегии министерства образования Рязанской области | Кипчаковская средняя общеобразовательная школа

10 марта состоялось расширенное заседание коллегии министерства образования Рязанской области

Дата публикации: 12.03.2017

Расширенное заседание коллегии министерства образования Рязанской области прошло в Рязанской областной универсальной научной библиотеке имени Горького.

В заседании приняли участие Вице-губернатор Рязанской области С.В. Филимонов; член комитета Совета Федерации по социальной политике ФС РФ Л.Н. Тюрина; первый заместитель Председателя Рязанской областной Думы А.П. Шевырев; уполномоченный по правам ребенка в Рязанской области Е.Б. Мухина; министр образования Рязанской области О.С. Щетинкина; руководители региональных министерств, члены коллегии, начальники муниципальных органов управления образованием, директора подведомственных образовательных организаций, представители педагогического сообщества.

В рамках мероприятия для гостей и участников работала выставка «Региональная система воспитания», на которой были представлены областные организации дополнительного образования.

Вице-губернатор С.В. Филимонов обратился к участникам коллегии от имени главы Рязанского региона Н.В. Любимова. Он отметил, что сфера образования является одним из главных направлений социальной политики области: «Сегодня мы стремимся вывести отрасль на новый, еще более высокий уровень. Главная цель при этом – обеспечить конкурентоспособность выпускников, дать им качественные знания, максимально развить их творческие способности, воспитать детей достойными гражданами».

Вице-губернатор выразил уверенность, что высокий уровень профессионализма рязанских педагогов будет способствовать выполнению всех поставленных задач. Он пожелал собравшимся плодотворной деятельности и вручил лучшим работникам системы образования почетные грамоты, благодарности, знаки «За усердие», памятные знаки «Благодарность от Земли Рязанской» и ценные подарки.

Расширенное заседание коллегии – традиционное ежегодное мероприятие, проводимое с целью подведения итогов работы региональной системы образования.

В своем докладе министр образования Рязанской области О.С. Щетинкина отметила, что развитая инфраструктура учреждений образования, культуры, спорта Рязанской области обладает колоссальным воспитательным потенциалом. В 2016 году велась работа по ее совершенствованию и повышению эффективности используемых педагогических технологий.

Обеспечение доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет позволило в прошедшем году создать условия целенаправленной работы по развитию, воспитанию и обучению более 47 тысяч ребят в детских садах. Число мест было увеличено за счет открытия 9 групп в действующих детских садах и школах, выкупа здания бывшего детского сада ОАО «РЖД» в городе Ряжске. Важнейшим направлением в работе дошкольных организаций стала поддержка родителей в воспитании детей. Интерес вызывают такие формы сотрудничества с семьей как клубы, обеспечивающие активное взаимодействие по проблемным вопросам воспитания, контактные группы педагогов и родителей в сети Интернет. Активно практикуются мастер-классы воспитателей, тренинги для родителей, выявление и трансляция лучшего семейного опыта.

В 2016 году по поручению Президента России В.В. Путина стартовала программа строительства новых школ, направленная ликвидацию второй смены и перевод обучающихся из зданий с износом свыше 50%. Участие Рязанской области в реализации данного проекта позволило создать 2 825 новых мест в общеобразовательных организациях, соответствующих современным требованиям, за счет ввода трех новых школ в р.п. Кадом, городе Ряжске, с. Октябрьское Пронского района и проведении капитального ремонта двух школ в городе Рязани. Также дало возможность начать строительство новой школы в микрорайоне ДПР-5,5А города Рязани и продолжить строительство в с. Ильинка Скопинского района с вводом в эксплуатацию в августе 2017 года. По итогам первого года в регионе сократилась доля школ, работающих в две смены, с 9% до 8,1%, а доля обучающихся во вторую смену – с 4,3% до 3,9%.

В соответствии с требованиями ФГОС в школе нужно активно развивать творческие способности обучающихся, школьники должны учиться самостоятельно мыслить, работать, индивидуально и в команде, решать нестандартные задачи, ставить перед собой цели и добиваться их, чтобы в будущем это стало основой их благополучной интересной жизни.

Одной из ключевых задач министерства, подчеркнула О.С. Щетинкина, является организация работы по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей. В регионе в соответствии с Планом мероприятий по реализации Стратегии воспитания определено создание центров по работе с одаренными детьми. В городах Касимове, Сасово, Скопине такие центры будут созданы к концу 2017 года.

Еще одна задача – доступность качественного обучения и воспитания для всех граждан независимо от возможностей их здоровья. С 1 сентября 2016 года введены ФГОС для обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), по которым начали обучаться 120 детей 1-4 классов в общеобразовательных школах 20 муниципальных образований Рязанской области.

В рамках государственной программы «Доступная среда» сформирована сеть из 64 общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы инклюзивного образования. Актуальной остается задача интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в детский коллектив при инклюзивном образовании, их адаптации в общеобразовательной школе, развития толерантности и чувства уважения к инвалидам у обучающихся и их родителей.

В 2016 году была продолжена реализация федерального проекта «Детский спорт», направленного на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом. За три года работы увеличилась доля обучающихся, занимающихся физической культурой и спортом во внеурочное время, до 70% от общего количества обучающихся в сельской местности.

Реализация проекта стала важным стимулом для развития сети школьных спортивных клубов, которые являются одной из эффективных форм организации регулярных занятий физической культурой и развития массового спорта среди школьников, родителей и педагогов. В 2016 году в школах области работало 136 спортивных клубов с охватом более 10 000 человек.

Важной составляющей здорового образа жизни является организация качественного и доступного горячего питания школьников. Охват горячим питанием обучающихся Рязанской области в 2017 году составляет около 88%.

Духовно-нравственное воспитание, призванное развивать у детей уважение к российским традиционным ценностям, широко используется педагогами региона как один из действенных методов воспитания. Большая работа проводится по воспитанию у подрастающего поколения интереса к культуре, приобщению к культурным ценностям, поддержка детского творчества. Ежегодно проходит более 50 областных творческих конкурсов и фестивалей. В образовательных организациях области функционируют 780 музеев и музейных комнат, 127 паспортизированных музеев реализуют образовательные программы.

Новые возможности для развития социальной активности и творческого потенциала детей дает Российское движение школьников. В 2016 году определены основные направления деятельности движения, в Рязанской области начата апробация деятельности РДШ на базе 10 пилотных школ. Первичные организации должны появиться во всех муниципалитетах.

Также важную роль в формировании успешного человека играет профессиональная ориентация и участие обучающихся в конкурсах профессионального мастерства. Так, в 2015/2016 году, в межшкольном учебном комбинате города Рязани профессиональную подготовку получили 798 школьников из 54 образовательных организаций по 16 программам. В Пронском, Рязанском, Рыбновском и Чучковском районах реализуется сетевая модель профессиональной подготовки, представляющая собой кооперацию общеобразовательных организаций и учреждений профессионального и дополнительного образования на договорной основе.

Повысилось количество абитуриентов на такие важные для региона специальности и профессии, как дошкольное образование, преподавание в начальных классах, автомеханик, технологии продукции общественного питания, компьютерные сети, ветеринария.

Начаты работы по созданию детского технопарка Кванториум «Дружба», открытие которого планируется 2017 году. В 2016 году Рязанская область стала официальным участником международных движений, направленных на популяризацию приоритетных и востребованных рабочих профессий и специальностей JuniorSkills, WorldSkills и Abylimpics.

В декабре 2016 года на базе Рязанского железнодорожного колледжа создан базовый центр профессионального образования, обеспечивающего поддержку региональной системы инклюзивного среднего профессионального образования. Основная цель центра – обеспечение доступности и качества инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Рязанской области.

О.С. Щетинкина обратила внимание, что в 2017 году целесообразно организовать работу по ранней профориентации и популяризации детского научно-технического творчества и рабочих профессий, в том числе через привлечение внимания родителей и детей к данной проблематике через средства массовой информации и их личное участие в мероприятиях.

Одним из немаловажных условий решения задач по воспитанию подрастающего поколения и определяющим фактором результативности всей системы образования является кадровый ресурс образовательных организаций.

В 2016 году министерство образования совместно с советом молодых педагогов использовало как традиционные, так и новые форматы взаимодействия с молодежью. Их основная цель – повышение престижа профессии учителя.

Ярким событием 2016 года стала победа представителя Рязанской области в заключительном этапе VII Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России». Впервые за всю историю конкурса первое место заняла педагог из Рязанской области – Смалева Е.Н., учитель-логопед детского сада №130 города Рязани.

В завершение своего доклада О.С. Щетинкина подчеркнула, что «в регионе созданы необходимые условия и имеется опыт по совершенствованию системы образования. Развитие талантов детей и их успешная социализация в современном мире – это наша с вами задача, в этом – успех нашей страны и залог социально-экономической стабильности».

По итогам заседания участники коллегии утвердили «дорожную карту» развития образования и план деятельности министерства на 2017 год.

с.Кипчаково

×