Минпросвещения России провело анализ практик субъектов России, направленных на закрепление статуса учителя в обществе, а также устанавливающих социальные гарантии педагогов. В этом году 12 регионов показали наиболее успешные практики социальной поддержки.
Ключевыми направлениями работы региональных органов образования в этом году стали привлечение молодых учителей, социальные гарантии педагогов и поддержка учителей сельских школ, профессиональный рост педагогов.
Во многих регионах страны задача по привлечению молодых специалистов в школы решается с помощью различных материальных поощрений: процентной надбавки к заработной плате при приеме на работу, разовых выплат и фиксированных доплат.
В Вологодской области для педагогов до 35 лет, проживающих и работающих в сельской местности, установлена единовременная выплата в 500 тыс. рублей. В этом году выплату получили 47 педагогов. Также в регионе реализуется проект «Учитель школы будущего» по подготовке педагогов с расширенным диапазоном компетенций и квалификаций. Для этого Правительством Вологодской области заключены соглашения с Вологодским и Череповецким государственными университетами. В структуре этих вузов в 2022 году созданы модельные педагогические колледжи и дополнительно открыто 150 бюджетных мест на педагогические специальности.
В Волгоградской области в 2022 году постановлением губернатора 40 победителей конкурсного отбора среди молодых учителей, показавших высокие достижения в педагогической деятельности и отмеченных общественным признанием, получили по 50 тысяч рублей.
В Ямало-Ненецком автономном округе учителям математики, физики и информатики при переезде из других регионов выплачивают 1 млн рублей. В округе также реализуется проект «Педагогический статус», направленный на рост профессионального мастерства педагога. По его итогам конкурсанты получают один из статусов: «педагог-исследователь», «педагог-методист», «педагог-наставник», а также «педагог-эксперт». Педагогам, получившим один из статусов, выплачиваются надбавки.
В Ивановской области педагоги могут получить выплату в 300 тыс. рублей при оформлении ипотечного кредита для погашения части первоначального взноса.
В Чукотском автономном округе для молодых педагогов предусмотрена социальная выплата на приобретение жилья. Для этого из окружного бюджета автономного округа выделены средства в размере 19 063,2 тыс. рублей. Также у педагогических работников дошкольного образования в сельских поселениях округа родительская плата за содержание ребенка в детском саду не взимается.
В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре меры социальной поддержки направлены не только на учителей, но и на членов их семей. Законодательством автономного округа предусмотрены единовременное пособие в размере двух должностных окладов для педагога и пособие на каждого члена семьи, приехавшего с ним, в размере половины его должностного оклада, а также оплата переезда учителя и членов его семьи и стоимость провоза багажа. Также педагогам предоставляется оплачиваемый отпуск в количестве семи календарных дней для обустройства на новом месте.
В Рязанской области преподаватели колледжей и вузов имеют право на получение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории области. Участки предоставляются в безвозмездное пользование на шесть лет для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с последующей передачей в собственность.
В Кабардино-Балкарской Республике учителям физики, химии, информатики на условиях внешнего совместительства ежемесячно выплачивают по 5 тыс. рублей.
В Новосибирской области педагоги, выходящие на пенсию по старости, получают денежное пособие в трехкратном размере средней месячной заработной платы.
Различные региональные меры поощрения разработаны и успешно реализуются для педагогов сельских школ.
В Республике Марий Эл педагогам сельских школ полностью возмещается оплата электроэнергии, тепловой энергии, газа, твердых видов топлива, содержания и ремонта жилого помещения, а также взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Кроме того, учителям оплачиваются затраты на наём жилого помещения.
В Белгородской области для выпускников педвузов проводится конкурс «Я – будущий педагог». Его победители получают выплату из областного бюджета в размере 300 тыс. рублей и обязуются отработать в сельских школах не менее трех лет. В этом году определены два победителя, с 2023 года ежегодно выплату будут получать десять человек.
В Новгородской области выпускникам педагогических вузов и колледжей, которые начали работать в сельских школах и образовательных организациях малых городов, ежемесячно выплачивается по 10 тыс. рублей в первые три года работы и частично компенсируется проезд.