Минпросвещения России уделяет большое внимание формированию непрерывного экологического образования. Об этом рассказал заместитель Министра просвещения Российской Федерации Александр Бугаев на сессии «Экопросвещение: будущее глазами детей», прошедшей в рамках X Невского международного экологического конгресса «Экология: право, а не привилегия».
«Экологическое просвещение охватывает все уровни образования: и дошкольное, и общее, и среднее профессиональное, и высшее. Для нас очень важно, чтобы бережное отношение к окружающему миру закладывалось еще в детстве», – подчеркнул Александр Бугаев.
Заместитель Министра просвещения информировал, что в 2022 году была принята концепция экологического образования для школ, обновились федеральные государственные стандарты (ФГОС). В документы, определяющие форматы и подходы к обучению, вошли такие темы, как бережное отношение к природе, осознание глобального характера экологических проблем и активное неприятие действий, которые наносят вред окружающей среде.
«Для реализации таких ФГОС уже разработаны примерные образовательные программы, которые внедряются в школах и детских садах. В начальных классах на уроках окружающего мира идет формирование уважительного отношения к природе и стремления действовать в соответствии с экологическими нормами. На уровне общего образования экологическое просвещение входит в программы таких предметов, как биология, физика, география, обществознание, ОБЖ, и других, а также во внеурочную деятельность», – информировал Александр Бугаев.
Он напомнил о важности такой работы и в колледжах, и в вузах, в том числе педагогических.
Программы экологической тематики реализуются и дополнительном образовании: в 2022 году они объединили более 20 тысяч организаций во всех регионах страны.
С 2020 года в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование» создаются экостанции, центры экологического образования и просвещения детей: школьные лесничества, экологические отряды, экопатрули.
Если в 2021 году в России было только 14 экостанций, то к концу 2022 года общее количество таких организаций достигло 60, и эта работа продолжается.
С 2021 года в стране формируется сеть детских биологических садов – это позволяет заниматься экологическим образованием и воспитанием ребят уже с раннего возраста. В 2022 году создано 87 таких организаций в 71 регионе России.
«Необходимо создавать все возможности, чтобы в систему экологического образования и просвещения вовлекалось как можно больше ребят, и мы постоянно совершенствуем подходы к этой работе – и в части материально-технического обеспечения организаций, и в части методических подходов», – резюмировал Александр Бугаев.