Доступная среда
В рамках Государственной программы «Доступная среда» целью школы является обеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для адаптации образовательного пространства школы нуждам и запросам каждого участника образовательного процесса.
В школе обучаются дети с особыми потребностями.
Инвалиды и лица с ОВЗ в МОУ «Кипчаковская СШ» участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.
Организационное обеспечение
Для обучающихся с ОВЗ используются специальные адаптированные образовательные программы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, методы обучения, коррекционные занятия с педагогом-психологом. Педагоги работают с детьми по специальным методикам обучения, которые касаются всех этапов: разъяснение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося.
Используются следующие методические приемы:
- поэтапное разъяснение заданий;
- последовательное выполнение заданий;
- повторение учащимся инструкции к выполнению задания;
- обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения;
- чередование занятий и физкультурных пауз;
- предоставление дополнительного времени для завершения задания;
- предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания;
- использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
- использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
- предоставление возможности переделать задание, с которым он не справился.
Дети-инвалиды и дети с ОВЗ обучаются по адаптированной образовательной программе, специальных учебных пособий для них не предусмотрено, так как в школе отсутствуют дети-инвалиды и дети с ОВЗ, которым требуются специальные учебные пособия.
Специальных технических средств обучения по адаптированной образовательной программе не предусмотрено, так как в школе отсутствуют дети-инвалиды и дети с ОВЗ, которым требуются специальные технические средства обучения. Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины учителями дополнительно проводятся групповые и индивидуальные консультации.
С 1 января 2021 года для детей-инвалидов и детей с ОВЗ организовано льготное питание. Особые условия питания не предусмотрены, так как в школе отсутствуют дети-инвалиды и дети с ОВЗ, которым требуются специальные условия для питания.
Стоимость льготного питания на одного ребенка на один день.
Обучающиеся, относящиеся к категории ребенок-инвалид, имеющих статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на дому предоставляется денежная компенсация на обеспечение двухразовым питанием | 82,54 рубля |
Дети с ограниченными возможностями здоровья, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования
|
34,76 рублей. |
Психолого – педагогическое сопровождение
Психолого – педагогическое сопровождение детей с ОВЗ призваны осуществлять психолог, классные руководители, учителя-предметники. Организация сопровождения включает в себя выполнение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии; оказание психологической, логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; организация индивидуальных педагогических маршрутов; организация педагогического взаимодействия.
Исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается:
- возможность индивидуального сопровождения и консультирования учащихся по организационным и учебным вопросам;
- работа с семьей учащегося;
- методическая работа с учителями;
- организация внеучебной (воспитательной) работы с учащимися;
- оказание содействия детям с ОВЗ в организации отдыха, трудоустройства и т.д.
- обследование школьников по запросу родителей;
- оказание психологической поддержки педагогам.
Предоставление услуг тьютора школа не оказывает.
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ предоставлены при работе с официальным сайтом школы, на котором существует версия для слабовидящих. Имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника, видеотехника, интерактивные доски.
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.
Специальные условия для свободного доступа к местам занятий не предусмотрены, так как в школе отсутствуют дети-инвалиды и дети с ОВЗ, которым требуются специальные условия для свободного доступа к местам занятий.
Деятельность школьного психолого-педагогического консилиума (ППк)
Психолого-педагогический консилиум МОУ «Кипчаковская средняя школа» (далее – ППк) сформирован с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения.
Задачами ППк являются:
- выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения;
- разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся;
- консультирование участников образовательных отношений по вопросам: актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования;
- контроль за выполнением рекомендаций ППк и ПМПК.
Состав психолого-педагогического консилиума:
Председатель консилиума: | заместитель директора по УВР Винницкая Галина Анатольевна |
Секретарь | учитель начальных классов – Добычина Людмила Геннадьевна
|
Члены консилиума: | Заместитель директора по воспитательной работе – Калинкина Марина Алексеевна |
учитель русского языка – Федосова Галина Александровна
педагог-психолог Панина Вера Юрьевна |
Проведение обследования в школьном ППк регламентируется документами:
Процедура и продолжительность обследования ППк определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей обследуемого обучающегося.
Обследование обучающегося специалистами ППк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или педагогов с письменного согласия родителей (законных представителей).
Секретарь ППк по согласованию с председателем ППк заблаговременно информирует членов ППк о предстоящем заседании ППк, организует подготовку и проведение заседания ППк. На период подготовки к ППк и последующей реализации рекомендаций обучающемуся назначается ведущий специалист: учитель, классный руководитель или другой специалист. Ведущий специалист представляет обучающегося на ППк и выходит с инициативой повторных обсуждений на ППк (при необходимости).
По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации. На заседании ППк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ППк.
Министерство просвещения Российской Федерации распоряжением от 9 сентября 2019 г. № 93 утвердило примерное Положение о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации. Цель документа – способствовать созданию оптимальных условий для обучения, развития, социализации и адаптации учащихся посредством психолого-педагогического сопровождения.
Положение о психолого-педагогическом консилиуме МОУ “Кипчаковская средняя школа»
План работы психолого-педагогического консилиум на 2022-2023 учебный год
Порядок работы школьного ППк осуществляется в соответствии с Положением о психолого-педагогическом консилиуме МОУ “Кипчаковская средняя школа», планом и графиком работы.
Причинами для обращения родителей (законных представителей) в ППк могут стать:
- нарушение здоровья;
- трудности в обучении;
- нарушение поведения;
- трудности речевого развития;
- нарушение эмоционально-волевой сферы и т.д.
Итогом заседания ППк может стать направление в МБУ «Психолого-медико-педагогическая комиссия», которая определяет:
- статус «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья»
- потребности в создании специальных условий обучения и воспитания
- рекомендации к ИПРА
- образовательную программу
- определение специальных условий прохождения ГИА и т.д.
Материально – техническое обеспечение
В рамках реализации государственной программы «Доступная среда» в МОУ «Кипчаковская средняя школа» создана система информации и навигации на объекте с помощью технических средств, устройств, средств информации:
– адресные тактильные таблички, полосы;
– кнопка экстренного вызова;
– пиктограммы и предупреждающие знаки, таблички и наклейки используемые инвалидами для ориентирования на объектах и общественных местах;
– назначен ответственный по сопровождению маломобильных групп.
Библиотека находится на первом этаже
Объекты спорта, средства обучения и воспитания, могут быть использованы категориями инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися в школе. Планируется сооружение пандусов.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Для каждой группы детей нужно использовать определенные ЭОР.
Нарушение зрения – www.sona-mar.narod.ru«Слепой ребенок» – сайт рассказывает об особенностях воспитания, обучения и адаптации незрячих детей на примере личного опыта матери незрячего ребенка. Здесь собраны материалы, описывающие особенности развития детей с различными нарушениями зрения, перечисляются ссылки на сайты с родственной тематикой.
www.rgbs.ru– Российская государственная библиотека для слепых (РГБС). РГБС – специализированная библиотека универсального профиля, обслуживающая инвалидов по зрению, уникальное книгохранилище всех видов и жанров литературы, как на обычных, так и на специальных носителях. В своей работе сотрудники РГБС активно используют современные информационные и компьютерные технологии: создана электронная база данных на все виды документов, работает компьютерный зал с выходом в Интернет и доступом к базам данных крупнейших библиотек Москвы. На сайте библиотеки можно ознакомиться со свежими новостями, подобрать литературу через электронный каталог, узнать об информационных ресурсах, издательской деятельности и правилах пользования библиотекой.
http://www.defectolog.ru Рекомендации для родителей по обучению и воспитанию детей с нарушениями речи, умственного, двигательного развития, поведения, задержкой развития. Информация о возрастных нормах развития ребенка, об отклонениях в развитии и др. Советы по вопросам воспитания: рекомендации дефектолога, логопеда, психолога. Сборник развивающих игр.
http://www.lekoteka.ru/ Российская Лекотека – это система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами развития. Для специалистов предлагается нормативная документация, каталог оборудования, игровых и методических материалов, ответы на вопросы, информация о курсах. Эти сайты полезны учителям – тифлопедагогам и родителям.
Нарушение слуха
https://xn--35-jlcdbauwtgbin.xn--p1ai/osobennosti-obucheniya-detej-s-narusheniyami-sluxa-v-shkole/ информационный сайт, который могут использовать и родители и учитель. На сайте можно найти информацию о особенностях детей с НС, методами и приемами их обучения, проконсультироваться с специалистом, посмотреть, как живут люди с такой особенностью.
http://www.deafworld.ruсайт содержит обширный методический материал для развития и обучения детей с первого дня их жизни. На сайте обозначены социальные вопросы и ответы на них. Сайт полезен учителю – сурдопедагогу и родителям.
https://www.youhear.ru/materials_for_rehab_with_cochlea_implant/ сайт содержит методические материалы для работы детей с нарушениями слуха на разных этапах обучения.
http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=409 информационно-методический портал по инклюзивному образованию. Содержит статьи, методические разработки занятий, а также нормативно-правовые акты, служащие основой работы с детьми с ОВЗ.
Эти сайты могут использовать учителя – сурдопедагоги и родители.
Задержка психического развития (ЗПР) – http://logoped.sad60.edusite.ru/p23aa1.html сайт учителя логопеда, которые содержит материалы по работе с детьми с зпр, методические рекомендации по организации работы с такими детьми, а также упражнения, игры и занятия, направленные на коррекцию.
2.https://topmpk.jimdo.com/%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%BC%D0%B0%D0%BC-%D0%B8-%D0%BF%D0%B0%D0%BF/%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%B7%D0%BF%D1%80/ сайт, который будет очень кстати, когда ребенок пойдет в детский сад и в первый класс, так как этот сайт содержит ответы на самые главные вопросы родителей: как будут работать с моим ребенком? Как будут оценивать его деятельность? Будет ли ребенок сдавать экзамен и тд.
http://profilaktika.tomsk.ru/?p=11039 сайт центра медицинской профилактики, который рассказывает о ЗПР с точки зрения медицины, также представлены примеры коррекционных занятий и консультации для родителей.
https://www.logopedprofi.ru/detjam-s-zaderzhkoj-psihomotornogo-razvitija/ сайт центра развития и абилитации ребенка. Сайт содержит материал для логопедической работы с детьми с ЗПР, также представлен материал для консультирования родителей.
Эти сайты могут использовать учителя, учителя – логопеды и родители.
Нарушение интеллектуального развития
http://www.bekhterev.ru/clinika/psihiatriya/deti/umstvennaya-otstalost/index.php сайт национального медицинского центра психологии и неврологии им В.М. Бехтерева. Сайт содержит материал о заболевании, с медицинской точки зрения. Представлен материал для диагностики и коррекции заболевания.
http://laska-alania.ru/parents.php сайт детского дома интерната для детей с НИР. Сайт содержит материал о том, как строят жизнь дети с данной особенностью, можно прочитать советы по развитию и воспитанию ребенка.
http://rostok-cher.ru/obuchalochka сайт с методическим материалом, который можно использовать родителям и учителям.
Тяжелые нарушения речи
https://xn--90ailsaobcfbu5g.xn--p1ai/ сайт психологической помощи семьям, которые воспитывают особого ребенка и не знают, какую тактику выбрать.
https://www.logoped.ru/nar02.htm логопедический сайт. На сайте можно найти материал по развитию речи, коррекции поведения.
Нарушения опорно-двигательного аппарата
1 http://aplazia.invamama.ru/ сайт о пороках развития конечностей у детей. Материал представлен кратко и точно.
http://rostok-cher.ru/obuchalochka сайт с методическим материалом, который можно использовать родителям и учителям.
http://www.elfikacka3ka.ru/ сайт сказка терапии, который полезен и учителям и родителям.
Расстройство поведения и общения
http://deti-kak-deti.org/index.html сайт о особых детях, их жизни. Больше похоже на социальный блог, но есть информация о воспитании и обучении.
http://etoneotvet.ru/ сайт социальной поддержки особых детей.
https://www.logoped.ru/nar02.htm логопедический сайт. На сайте можно найти материал по развитию речи, коррекции поведения.Наибольшую образовательную ценность представляют бесплатные образовательные платформы для обучения детей с ОВЗ.
https://education.yandex.ru/lab/classes/90208/library/mathematics/ Яндекс учебник. Образовательная платформа, на которой могут работать учителя, дети и их родители. Участники образовательного процесса могут самостоятельно загружать задания, а могут использовать готовы. Существенный плюс платформы в том, что ученик может обучаться дистанционно. Платформа пока охватывает два предмета: русский и математику. Блок математики и русского языка содержит два уровня заданий: базовый и повышенный. Материал охватывает основные разделы предметов, что позволяет ребенку получить необходимый уровень знаний.
https://uchi.ru/teachers/stats/main – отечественная онлайн платформа для обучения. Эта платформа содержит большее количество материала, чем Яндекс учебник. При этом, разработчики собрали материал по всем основным предметам начальной школы. Особенность данной платформы – анализ успехов и промахов ребенка, что позволяет сократить учителю анализ деятельности, все результаты фиксируются на диаграмме. Для каждого предмета выделены свои задания и раздела, которые дублируют раздела рабочей программы, что является существенным подспорьем для учителя и родителей.
https://iqsha.ru/ онлайн платформа интеллектуального развития детей. Платформа содержит материал по предметам: русский язык, математика, окружающий мир, английский язык. Сайт удобен тем, что ребенку задание озвучивает диктор, поэтому ребенок может заниматься самостоятельно. Разнообразные задания и приятный, красочный интерфейс заинтересует ученика, что положительно скажется на его учебной мотивации.
https://chudo-udo.info/ детский развивающий сайт «Чудо-Юдо». Эта образовательная платформа настоящая сокровищница занятий и упражнений для развития детей. На сейте есть различные рубрики, которые поделены по возрасту и по цели занятий. Например, упражнения по развитию логики. Материал представлен красочно, картинки высокого качества. Задания читает диктор, что позволяет детям заниматься самостоятельно. Интерактивная форма непременно привлечет внимание детей.
http://poskladam.ru/ онлайн платформа обучению слогового чтения. Принцип сайта – учить играя. Сайт содержит разделы: чтение на русскому языке, чтение на английском языке, обучение логике. Все задания ярко оформлены, по мере прохождения материала, отрываются все более сложные задания. Задания поделены на два уровня: базовый и повышенной сложности. По мимо помощи детям в обучении, перед каждым заданием даются рекомендации по организации задания для учителя и родителей.
https://www.igraemsa.ru/ онлайн платформа детских игр. У сайта удобная навигация. Главная цель сайта – развитие логики и формирование познавательного интереса. Задание читает диктор, что позволит формировать самостоятельность у обучающегося. Материал красочный, соответствует возрастным нормам.
Перечень нормативных, методических и иных материалов по организации инклюзивного образования:
Приказ №1598 от 19.12.2014 “Об утверждении ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ”.
(Смотреть)
Приказ №1599 от 19.12.2014 “Об утверждении ФГОС начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”.
(Смотреть)
Концепция ФГОС для обучающихся с ОВЗ.
(Смотреть)
Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
(Смотреть)
Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
(Смотреть)
Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”.
(Смотреть)
ООН “Конвенция о правах инвалидов” (Заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006).
(Смотреть)
Инклюзивное образование детей-инвалидов в рамках реализации государственной программы РФ «Доступная среда».
(Смотреть)
Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ).
(Смотреть)
Приказ о закреплении функций по оказанию помощи при получении муниципальных услуг маломобильными группами и группами населения с ограниченными возможностями передвижения.
Официальные документы, в которых закреплены требования к безбарьерной среде на объектах социальной инфраструктуры, в т. ч. в школах.
(Смотреть)
Распоряжение №33 главы муниципального образования – Кораблинский муниципальный район Рязанской области.
(Смотреть)