6 июня в Москве презентовали новые результаты авторитетного международного исследования PISA Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по финансовой грамотности 15-летних школьников. Согласно выводам экспертов, уровень финансовой грамотности российских подростков в 2015 году превысил средний международный уровень (среди 15 стран и экономик ОЭСР).
– Проект повышения финансовой грамотности школьников является примером достаточно удачного межведомственного проекта, – сообщила заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования науки России И.И. Тараданова.
Она отметила, что вопросы, связанные с обновлением содержания образования, всесторонне обсуждаются с профессиональным сообществом.
– Сейчас мы имели возможность увидеть, как происходит обновление содержания образования на примере финансовой грамотности. В прошлом этого содержания было совсем мало, такие знания не были востребованы, – сказала Ирина Ивановна.
И.И. Тараданова уточнила, что наиболее популярным единым государственным экзаменом по выбору у школьников является обществознание, который также содержит блок вопросов по финансам.
– Российские учащиеся улучшили свои результаты по сравнению с 2012 годом. Они превысили средний международный уровень. По рейтингу перешли с десятого места из 18 стран (ниже среднего международного уровня) на четвертое место из 15 стран (выше среднего международного уровня), – сказала руководитель Центра оценки качества образования РАО, руководитель национальной команды исследования PISA в России Г.С. Ковалева.
По словам Г.С. Ковалевой, повышение результатов достигнуто за счет увеличения числа школьников с высокой финансовой грамотностью.
– В 2015 году было зафиксировано повышение результатов российских учащихся по трем составляющим функциональной грамотности. Прирост результатов по финансовой грамотности был выше, чем по математической и читательской, – добавила Галина Сергеевна.
Среди фактов, которые способствовали повышению финансовой грамотности российских школьников, эксперты назвали изменения в финансовом образовании и в финансовом поведении учащихся.
Справочно
В исследовании уровня финансовой грамотности принимали участие 48 тысяч подростков из 15 стран, из них 6036 – в России, в 210 образовательных учреждениях из 42 субъектов РФ.
Россия улучшила свои позиции в рейтинге по сравнению с 2012 годом, переместившись с 10-го на 4-е место.
Лучший результат показал Китай (4 провинции), на 2 и 3 месте – Бельгия и Канада. Россия опередила Нидерланды, Австралию, США, Польшу, Италию, Испанию, Литву, Словацкую республику, Чили, Перу и Бразилию.
Лучше всего российские школьники справились с заданиями по теме «Риски и вознаграждения», которая предполагает оценку путей управления финансами с учетом представления о потенциальной прибыли и убытках (60% выполнения).
Наиболее трудными (40% выполнения) оказались задания по теме «Деньги и операции с ними» (безопасность при онлайн-покупках, проблемы инвестирования, налоги, анализ банковских выписок).