В Рязанской области создана и развивается система образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
Включение детей с инвалидностью и с ОВЗ в систему образования начинается с раннего возраста. Во исполнение положений Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года в Рязанской области создаются межведомственные службы ранней помощи – координационные центры.
По данным мониторинга в 2020 году в Рязанской области в системе образования функционируют 150 подобных служб, общее количество обращений в службы в очном и заочном режимах составило 8615 штук (в 2019 году – 11894, в 2018 году – 7265). Это свидетельствует о востребованности услуг, оказываемых координационными центрами. Снижение количества обращений в данные службы по сравнению с 2019 годом связано с санитарно-эпидемиологической обстановкой на территории региона.
По данным региональной информационной системы доступности дошкольного образования, передаваемым в федеральную информационную систему доступности дошкольного образования, по состоянию на 1 сентября 2020 года из 42095 детей, посещающих дошкольные образовательные организации в Рязанской области, 7757 детей (18,4%) являются детьми с ОВЗ (из них 240 детей-инвалидов) и 389 детьми-инвалидами.
В 2020 году количество групп комбинированной направленности составляло 6, а компенсирующей направленности – 330, их количество с 2019 года увеличилось на 3% (в 2018 году – 2 группы комбинированной и 326 групп компенсирующей направленности). Это свидетельствует о востребованности подобной услуги для населения.
Численность детей с ОВЗ, не обеспеченных местом в группах для детей с ОВЗ, на 1 сентября 2020 года составляет 126 детей (на 1 января 2020 года – 97 детей). При этом в целом по Рязанской области в группах для детей с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях имеются 564 свободных мест.
Ежегодно уменьшается численность необучающихся в общеобразовательных организациях. На начало 2020/2021 учебного года таких детей в возрасте 7-18 лет – 12 (в том числе 9 человек в возрасте 16-18 лет, 3 человека в возрасте 7-10 лет), что на 50% меньше, чем в начале 2019/2020 учебного года.
На уровнях начального, основного и среднего общего образования по адаптированным основным общеобразовательным программам в 2020/2021 учебном году получают образование 6829 обучающихся с ОВЗ, еще 1531 обучающийся получали образование по программам образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), что ниже аналогичных показателей 2019/2020 года (на 0,7% и 1,0% соответственно).
Инклюзивно в 2020/21 учебном году обучаются 5007 обучающихся с ОВЗ (из них 578 имеют также статус ребенка-инвалида) и 100 детей-инвалидов, что на 0,3% обучающихся с ОВЗ и 37,9% детей-инвалидов соответственно меньше по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года.
Количество специальных коррекционных классов для обучающихся с ОВЗ в 2020 году составило 241 (в них 888 обучающихся с ОВЗ (из них 322 обучающихся детей-инвалидов). По сравнению с 2019/2020 учебным годом количество классов увеличилось на 2 %, а численность обучающихся с ОВЗ в них уменьшилась на 03 %.
Кроме того, в 2020/2021 учебном году в системе общего образования функционирует 118 отдельных классов для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в которых обучается 934 обучающихся с ОВЗ (из них 575 имеют также статус ребенка-инвалида) и 38 детей-инвалидов. Количество таких классов с 2019 года увеличилось на 0,8%, а численность обучающихся в них уменьшилась на 0,9%.
Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования (далее соответственно – ГИА-9, ГИА-11), является обязательной (статья 59 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). При этом для обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью создаются специальные условия, также они вправе проходить итоговую аттестацию в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ).
По итогам 2019/20 учебного года ЕГЭ по русскому языку сдавали 35 обучающихся с ОВЗ, что на 61,5% меньше, чем в 2018/2019 учебном году, когда ЕГЭ сдавал 71 человек, по математике – 20 обучающихся с ОВЗ, что на 78% меньше по сравнению с 2018/19 учебным годом, когда ЕГЭ сдавали 72 человека.
Создание условий для получения детьми-инвалидами качественного образования (создание в образовательных организациях универсальной архитектурной безбарьерной среды, оснащение специальным оборудованием и автотранспортом) реализуется в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 363 (далее – Программа «Доступная среда»), объем субсидии по которой в 2020 году составил 4 013 149 руб.
Количество образовательных организаций – участников Программы «Доступная среда» – составило в 2020 году 10, из них 5 дошкольных и 2 общеобразовательные организации, а также 3 организаций дополнительного образования детей.
По итогам реализации Программы «Доступная среда» в 2020 году:
доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, от общей численности детей-инвалидов данного возраста составит 100% (плановое значение – 100%);
доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, от общей численности детей-инвалидов данного возраста составит 51,3% (плановое значение – 51,3%);
доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального, основного и среднего общего образования, от общей численности детей-инвалидов школьного возраста составит 100% (плановое значение – 100%).
По итогам 2020 года в Рязанской области количество общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для обучения детей-инвалидов, составит 75 (17,9% от их общего количества при плановом значении 17,4%), дошкольных образовательных организаций – 44 (21,4 % от их общего количества при плановом значении 20 %).
На начало 2020/2021 учебного года по программам общего образования на дому обучались 875 обучающихся с ОВЗ (из них 578 также имеют статус ребенка-инвалида) и 100 детей-инвалидов, не имеющих статус обучающихся с ОВЗ, что на 0,1 % обучающихся с ОВЗ меньше и на 0,2% детей-инвалидов меньше, чем в 2019/2020 учебном году. Стоит учитывать, что численность обучающихся на дому в течение учебного года изменяется в связи с тем, что обучающемуся может быть рекомендовано освоение образовательных программ на дому в период от 21 дня до учебного года.
В период распространения новой коронавирусной инфекции в Рязанской области обучение обучающихся с ОВЗ весной и осенью 2020 года осуществлялось в соответствии с распоряжением Губернатора Рязанской области от 17.03.2020 № 70-рг. Реализация образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования обеспечено в полном объеме.
На уровнях общего образования в 2020/2021 учебном году обучение и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью в общеобразовательных организациях осуществляли 9184 педагогических работника и специалиста: 60 учителей-дефектологов (из них 31 – в дошкольных образовательных организациях), 358 учителей-логопедов (из них 288 – в дошкольных образовательных организациях), 263 педагога-психолога (из них 120 – в дошкольных образовательных организациях), 75 социальных педагогов (из них 2 – в дошкольных образовательных организациях), 10 тьюторов и 7 ассистентов (помощников).
В целях обеспечения непрерывного профессионального роста педагогов и специалистов, занятых в работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью, в 2020 году обучающие мероприятия проведены для более 1145 человек из числа руководящего, педагогического и административного персонала образовательных организаций, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, психолого-медико-педагогических комиссий по следующим темам:
– организация инклюзивного образования детей с ОВЗ и инвалидностью в общеобразовательных организациях;
– современные образовательные технологии в работе с детьми с ОВЗ;
– проектирование образовательного процесса по адаптированной основной образовательной программе для детей с ОВЗ;
– проблема социальной дезориентации детей и подростков, воспитывающихся в школах-интернатах;
– индивидуализация и дифференциация психолого-педагогических методов и средств коррекционной деятельности
В Рязанском институте бизнеса и управления 7 человек прошли дополнительную профессиональную подготовку экспертов конкурсов профессионального мастерства людей с инвалидностью по видам трудовой деятельности с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности «Содержательно-методические и технологические основы экспертирования конкурсов профессионального мастерства людей с инвалидностью».
В ОГБУ ДПО «Рязанский институт развития образования» для тренеров-преподавателей была организована переподготовка по направлению «Адаптивная физическая культура».
Пять педагогов образовательных учреждений Рязанской области прошли обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Разработка адаптированных общеобразовательных программ для обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью, в том числе проявивших выдающиеся способности в творчестве, в науке и в спорте» на базе ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования».
Представители образовательных организаций ОГБОУ «Центр образования «Дистанционные технологии» и «Школа-интернат № 26» представили опыт работы на вебинаре по теме: «Особенности организации дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования в условиях специальных и инклюзивных групп», который прошел на базе ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» 26 февраля 2020 года.
Особое внимание уделяется реализации права на образование детей-инвалидов, проживающих в детских домах, школах-интернатах и домах-интернатах социальной защиты (далее – ДДИ).
Численность детей-инвалидов, проживающих в ДДИ Рязанской области сократилась до 70 (на 26%) (с 95 детей-инвалидов в 2019 году). 100% детей-инвалидов и 100% граждан старше 18 лет, проживающих в ДДИ, получают общее образование с учетом особенностей их психофизического развития, состояния здоровья и индивидуальных возможностей.
На отдых и оздоровление в 2020 году направлено 224 ребенка-инвалида и 221 обучающийся с ОВЗ. Отдых детей данной категории был организован в организациях отдыха детей и их оздоровления различных видов, расположенных на территории Рязанской области.
В Рязанской области продолжает развиваться система дополнительного образования. По данным мониторинга, проведенного региональным модельным центром, 3146 детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивают дополнительные общеобразовательные программы, в том числе с использованием дистанционных технологий, что составляет 46%.
Прием на программы среднего профессионального образования (далее – СПО) лиц с инвалидностью в 2020 году по сравнению с 2019 годом увеличился с 161 человека до 173 (на 7,5%). Всего численность инвалидов, обучающихся в образовательных организациях СПО, составила в 2020 году 325 человек, численность обучающихся с ОВЗ – 46 человек.
Обеспечение доступности осуществляется за счет создания соответствующей инфраструктуры базовой профессиональной образовательной организации (далее – БПОО).
В Рязанской области функции БПОО возложены на Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Рязанский железнодорожный колледж». БПОО является координатором взаимодействия между профессиональными образовательными организациями, организациями общего образования, органами по труду и занятости в Рязанской области по сопровождению инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве. Осуществляет сбор данных в рамках проведения анализа региональной системы инклюзивного профессионального образования. Объем, освоенных средств в 2020 году из областного бюджета составил 581 993 руб.
Оснащены современным оборудованием следующие мастерские: швейная, столярная, слесарная, отделочных штукатурных и малярных работ, зимний сад. БПОО располагает открытой спортивной площадкой с антитравматическим покрытием и оборудованием для лиц с ОВЗ и инвалидов. Созданы комфортные условия для усвоения адаптированных программ профессионального обучения.
Конференц-зал оснащен с интерактивной системой отображения информации и специальной звукоусиливающей установкой.
В кабинете психологической диагностики имеются наборы психологического инструментария, проективных метафорических карт для инвалидов и лиц с ОВЗ разных нозологий, комплект видео дисков для психокоррекции психических состояний и установлена воздушно-пузырьковая колонна для релаксации.
По итогам реализация проекта «Современная школа» в 2020 году была обновлена инфраструктура в двух школах-интернатах, которые получили субсидию из федерального бюджета в сумме 14,77 млн.руб., что позволило обновить материально-техническую базу учебных мастерских по предмету «Технология», создать комфортные условия для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках данного мероприятия отремонтированы и оборудованы гончарная, швейная, столярная и слесарная мастерские, кабинет прикладного творчества и сенсорный кабинет, приобретено мультимедийное оборудование для 7 учебных классов.
В рамках реализации проекта также созданы современные условия для работы в кабинетах учителей-логопедов, педагогов-психологов и учителей-дефектологов. Кабинеты оснащены профессиональными интерактивными столами, развивающими наборами, игрушками, дидактическими пособиями для коррекционно-развивающей работы, зеркалами для тренировки речи, диагностическими материалами, типовой мебелью.
В целях достижения значения результата федерального проекта «Успех каждого ребенка», связанного с увеличением доли детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы, проведена следующая работа.
Образовательные организации дополнительного образования реализуют программы для детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время на навигаторе дополнительного образования Рязанской области зарегистрировано 154 программы для детей с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата.
Работает «Парк реабилитации для детей с ограниченными возможностями здоровья «Доступная природа». В рамках проекта «Доступная природа» на учебно-опытном участке Детского эколого-биологического центра оборудована игровая площадка, доступная детям с ограниченными возможностями здоровья (дети с ДЦП, речевыми, слуховыми нарушениями, неврологическими заболеваниями, детским аутизмом). Для детей оборудована сенсорная тропа с различным покрытием (галька, песок, керамзит, шишки), дорожки для мини-гольфа.
Проведено озеленение территории, создана экологическая тропа, зелёный класс для познавательной деятельности школьников.
В организациях дополнительного образования сферы физической культуры и спорта функционирует 21 отделение по адаптивным видам спорта.
В ГАУ РО «СШ «Метеор» создан Центр по работе с лицами, с ограниченными возможностями здоровья, которые занимаются бочча, легкой атлетикой и настольным теннисом.
В детских школах искусств Рязанской области обучается 66 учащихся с ограниченными возможностями здоровья, которые принимают участие в конкурсных состязаниях, творческих мероприятиях и фестивалях.
В 2020 году в Рязанской области был проведен региональный конкурс «Абилимпикс», в котором приняли участие 72 человека в возрасте от 14 до 25 лет.
По итогам ежеквартального мониторинга трудоустройства участников конкурсов «Аблимпикс» по состоянию на 1 октября 2020 года занятыми являются 97% участников региональных конкурсов «Абилимпикс» 2019/2020 года (из них трудоустроены – 4 человека (6%), продолжают обучаться 66 человек (94%).
В 2020 году в целом система образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью развивалась по следующим направлениям:
– укрепление материально-технической базы образовательных учреждений;
– повышение профессиональных компетенций педагогов, работающих с детьми с ОВЗ;
– развитие модели психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей – инвалидов и детей с ОВЗ;
– активное привлечение социально –ориентированных некоммерческих организаций, родительского сообщества к решению проблемных вопросов обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Вместе с тем остается ряд проблемных вопросов:
– сохраняется необходимость в увеличении количества групп комбинированной и компенсирующей направленностей для детей дошкольного возраста;
– затруднена организация инклюзивного образования детей – инвалидов и детей с ОЗВ в условиях классов с большой наполняемостью в школах г. Рязани.