29 января 2013 года в нашей школе прошло обучающее занятие по биологии для первоклассников. Ученики узнали о способах работы на интерактивной доске. Они с большим удовольствием учились применять новые знания на практике: охотно рисовали, писали.
Первоклассникам было также предложено поработать с видео окулярами для микроскопов. В этом трудном для малышей деле им помогали учащиеся 11 класса.
30 января 2013 года в нашей школе среди педагогов прошел семинар. На семинаре учитель биологии Сухих Е. В. рассказала своим коллегам об особенностях работы с новыми интерактивными средствами обучения.
Тема семинара: Использование интерактивных средств обучения на уроках биологии
В этом учебном году в МОУ Кипчаковскую СОШ поступил кабинет биологии с новыми техническими средствами, среди которых разноплановые пособия, экранно-звуковые средства. Найти им место в системе уроков – главная задача учителя.
Что же представляет собой интерактивная доска? Это экран, на котором посредством транслирования файла через проектор с компьютера появляется изображение.
Возможностей у доски множество. С левой стороны находится панель, на которой изображены инструменты: карандаш, ластик. Функция «карандаш» дает возможность подчеркнуть часть слова или предложение, обвести изображение, тем самым привлечь внимание учащихся к важной информации. При работе с этим инструментом можно выбирать цвет линий и их ширину. Стирать нужно с помощью «ластика».
Явными преимуществами подачи нового материала посредством представления его на интерактивной доске являются следующие:
- Разнообразие доступных цветов позволяет выделять важные области представленной информации и привлекать внимание к ней, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать ход размышления (например, при сравнении строения пищеварительной системы пресмыкающихся и земноводных учащиеся могут красным цветом обвести и подписать органы, которые есть у представителей этих классов, а зеленым отметить различие).
- Возможность делать записи позволяет добавлять информацию, вопросы к тексту или изображениям на экране (например, учащимся можно предложить подписать составные части цветка).
- С помощью «умных» досок можно демонстрировать видеоролики и презентации.
- Соединение с цифровым микроскопом позволяет рассматривать и исследовать микроскопические изображения на экране доски. С помощью программы цифрового микроскопа можно делать снимки микропрепарата, снимать видео и также проецировать их на доску.
- Работая у доски, можно передвигать любые объекты. Эта функция позволяет перемещать текст и рисунки в любое место на поверхности доски – нужно просто нажать на объект и тащить его. Когда объект перемещен в нужное место, его необходимо отпустить. Действовать следует точно так же, как в момент передвижения монеты по поверхности стола.
Расширяет круг возможностей учителя при обучении учеников и экспериментальная лаборатория Pro Log, которая позволяет на практических занятиях по биологии проводить различные измерения: температуры окружающей среды и исследуемого объекта, освещенность, кислотность, проводимость. С помощью данной лаборатории можно измерять артериальное давление и делать кардиограмму сердца. Все измерения могут быть представлены в виде таблиц и графиков.
Благодаря разнообразию материалов и технических средств, которые поступили с кабинетом, учащиеся успешнее усваивают новые знания, у них рождаются оригинальные идеи, которые уже реализуются в проектной деятельности. Новейшее оборудование способствует созданию научной атмосферы на уроках. Предметом обсуждения увлечены все ученики, особенно те, кто воспринимает информацию через зрительный и двигательный анализаторы.
Уроки с использованием интерактивного комплекса являются составной частью общей системы планирования уроков биологии и занимают определенное место и время в этой системе, они призваны разнообразить учебный процесс. Конечно, нельзя сказать наверняка и однозначно, что качество знаний учащихся повышается только благодаря работе с новейшими средствами, но отметим тот факт, что ученики стали больше интересоваться происходящим на занятиях, они активнее включаются в обсуждение предложенных тем и быстрее запоминают новый материал. Значит, «умная» техника обладает неоспоримым преимуществом по сравнению с возможностями учителя, однако заменить педагога она все же не может.