30 августа Министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева провела VI Общероссийское родительское собрание и ответила на актуальные вопросы, касающиеся системы общего образования.
На связь с центральной площадкой в Санкт-Петербурге – Академической гимназией № 56 – вышли представители родительской общественности из 9 регионов страны: Хабаровского края, Волгоградской и Смоленской областей, Республики Коми, Ставропольского края, Ямало-Ненецкого Автономного округа, Республики Мордовии и Севастополя. Вопросы также поступали от родителей, которые собрались в петербургской 56-й гимназии, и из социальных сетей
Модератором мероприятия стал российский писатель, философ, телеведущий, кандидат исторических наук, профессор, заведующий кафедрой мировой литературы и культуры факультета международной журналистики МГИМО Ю.П. Вяземский. В VI Общероссийском родительском собрании принял участие врио Губернатора Санкт-Петербурга А.Д. Беглов.
Родителей интересовал широкий спектр проблем: от режима обучения в школах до аттестационной кампании.
Открывая встречу, О.Ю. Васильева отметила, что в наступающем учебном году благодаря реализации нацпроекта «Образование» появятся более 100 новых школ.
Комментируя вопрос о возможных изменениях на ОГЭ и ЕГЭ, Министр просвещения подчеркнула, что структура и содержание ОГЭ и ЕГЭ в новом учебном году меняться не будет. Так же, как и раньше, девятиклассники будут сдавать четыре экзамена, из которых два обязательных и два по выбору, одиннадцатиклассники – экзамены по русскому языку и математике (базовый или профильный уровень), а также предметы, необходимые им для поступления в вуз.
О.Ю. Васильева напомнила, что в 2018-2019 году прошло собеседование по русскому языку в 9-х классах как допуск к аттестации.
Одним из важных направлений работы, по мнению Министра, должно стать возвращение детям навыков функционального чтения.
– Согласно исследованию PIRLS, которое проводится в 4-х классах по читательской грамотности, математике и естественно-научным предметам, мы находимся на первом месте. По данным исследования TIMSS, которое проводится в 8-х классах по математической и естественно-научной грамотности, мы входим в десятку. А вот по данным исследования PISA, это оценка функционального чтения, математической грамотности, финансового и креативного мышления пятнадцатилетних подростков, мы уже находимся на 32-м месте. Возникает вопрос: почему? Потому что к этому времени мы теряем навыки функционального чтения. По разным исследованиям, 23 процента взрослых и детей этим навыком не владеют, – сообщила О.Ю. Васильева.
Она констатировала, что дети часто не могут передать словами содержание текста, и это является одной из причин, по которым они тратят больше времени на уроки. Над решением этой проблемы предстоит еще работать.
Министр добавила, что Минпросвещения России заказало исследования по физиологии школьников и влиянию гаджетов на здоровье детей.
Глава Минпросвещения ответила на вопрос об использовании мобильных телефонов во время образовательного процесса.
– Я считаю, что на период образовательного процесса телефон не нужен, достаточно гаджетов, которые есть в школе, – резюмировала О.Ю. Васильева.
Один из вопросов, заданных родителями в рамках собрания, касался введения шахмат в школьную программу. Министр информировала, что в настоящее время такие уроки есть в программе 18 тысяч российских школ, при этом в 6% учебных заведений они проходят в первой половине дня и включены в обязательную учебную программу, в остальных – во внеурочное время.
Тем не менее, по мнению О.Ю. Васильевой, нужно стремиться, чтобы в перспективе шахматное образование стало доступным во всех школах страны, а время проведения занятий школа может выбирать самостоятельно.
На усмотрение школ остаётся также решение о пятидневной или шестидневной рабочей неделе. В этом вопросе необходима чёткая возрастная градация. Ученики начальных классов должны иметь два выходных дня. Старшеклассники, если в образовательной организации принято такое решение, могут заниматься и в субботу.
Волновал родителей и вопрос введения в школах второго иностранного языка. О.Ю. Васильева напомнила, что в подготовленном проекте изменений в федеральные государственные образовательные стандарты Минпросвещения России введена следующая рекомендация: школа принимает решение по введению второго языка сама, при наличии педагогов и инфраструктуры. При этом первый иностранный язык «должен быть неукоснительно» и необходимо обеспечить, чтобы он преподавался качественно.
В рамках родительского собрания поступали вопросы и из соцсетей. Один из них касался преподавания родных языков народов Российской Федерации.
Министр уточнила, что существует запрос на изучение 81 языка народов нашей страны, в том числе коренных и малочисленных. Первые 64 учебника по 8 языкам для начальной школы будут созданы уже до конца этого года. Также ведётся работа над созданием проекта Концепции преподавания родных языков.
В завершение встречи О.Ю. Васильева поздравила родителей, педагогов и детей с наступающим новым учебным годом и пожелала всем счастья.
– Пусть школа остается для вас маяком на всю жизнь, – заключила Министр.