Школьные библиотеки должны стать центрами развития проектной деятельности и формирования цифровых навыков у детей. Об этом заявил Министр просвещения Сергей Кравцов на селекторном совещании с участием гендиректора Агентства стратегических инициатив Светланы Чупшевой, на котором обсуждались инновационные проекты в сфере образования, в том числе направленные на внедрение программы профильных проб для школьников и системы управления школ с использованием искусственного интеллекта.
«С учётом большого инновационного опыта Агентства и актуальной потребности для сферы общего образования в перезагрузке школьных библиотек, нахождении подходов к возможному объединению потенциала публичных сельских или городских библиотек и школьных библиотек предлагаю Агентству рассмотреть запуск проекта, направленного на решение таких задач», – сказал Сергей Кравцов.
«Такие организационные, инфраструктурные и содержательные решения у Агентства есть. Просим нам помочь в масштабировании практик, которые сейчас поддерживает АСИ, по развитию читательских навыков и в целом интереса школьников к чтению. Будем рады представить наши конкретные предложения для рассмотрения Минпросвещения России», – отметила Светлана Чупшева.
Кроме того, стороны обсудили ряд инициатив АСИ по созданию новой образовательной среды, касающихся внедрения современных архитектурных и дизайнерских решений, установки нового учебного оборудования, развития компетенций учеников и педагогов в рамках проектной деятельности, а также проекты, представленные на треке «Школа будущего» образовательного интенсива «Архипелаг-2121».
Так, команда из Татарстана презентовала проект по развитию управления муниципальными образовательными системами на основе комплексных данных.
«Мы предлагаем уйти от формальной системы оценивания процессов и результатов образования. Для этого в первую очередь необходимо сформировать целевой образ школы и её KPI. Мы задаём общий ценностный ориентир, но цели и трек для каждой школы индивидуализируем. Второй шаг – создание цифровой аналитической системы для сбора и анализа комплексных данных о школах Казани на основе KPI. И третий – формируем систему, в которой каждая школа будет иметь свои индивидуальные цели и трек, а директора получат мотивацию и поддержку для их достижения», – рассказал Ирек Ризванов, лидер проекта, начальник Управления образования Казани.
Команда из Нижегородской области предложила проект по внедрению системы управления школ с использованием искусственного интеллекта (ИИ). Авторы проекта предлагают определить ряд типовых задач, которые можно решать с помощью ИИ, разработать соответствующий алгоритм и применять его в областных школах.
Участники «Архипелага-2121» из подмосковного Королёва создали сетевую образовательную программу профильных проб, в соответствии с которой сами ученики становятся не только участниками, но и непосредственными разработчиками образовательного контента. Семестровые профильные пробы – это факультативные занятия в высших учебных заведениях, требующие обязательного завершения семестра. Школьник может выбрать обучение по таким научно-техническим направлениям, как космос, нефтедобыча, нанотехнологии, ядерная физика. В результате он получает оценку и карту компетенций.
Сергей Кравцов отметил, что все представленные проекты необходимо обсудить на учёном совете Института управления образованием Российской академии образования, подведомственного Минпросвещения России.