Декабрьский номер электронного журнала Минпросвещения России «Вестник образования» посвящён проекту «Новая образовательная среда», который стартовал в начале декабря по инициативе Министерства просвещения Российской Федерации. Его отправной точкой стал всероссийский форум, который проходил 4 и 5 декабря в офлайн- и онлайн-форматах.
Цель проекта – способствовать тому, чтобы каждый ребёнок, где бы он ни жил, имел доступ к качественному образованию, возможность развивать свои таланты. Проект позволяет педагогам, родителям и ученикам участвовать в принятии решений, влияющих на развитие образования. Об этом в своём приветственном слове рассказал Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов.
«Принципиально сделать так, чтобы дети обладали не только знаниями, но и умениями. Научить ребёнка применять знания, показать, для чего он учит формулы, законы, для чего читает литературные произведения, – вот что ценно. Ребёнок должен понимать, что он учится для жизни: чтобы заниматься интересной работой, общаться с людьми, создать семью. Важно, чтобы ребёнок знал об угрозах и умел противостоять им. Важно, чтобы он мог делать что-то в команде. Важно, чтобы он стремился расширять кругозор и умел взаимодействовать с другими людьми. Стать во всём этом помощниками ему – наша главная задача. Как делать это лучше – будем обсуждать все вместе во время работы над проектом «Новая образовательная среда», – рассказал Министр.
По словам Сергея Кравцова, одним из главных элементов развития новой образовательной среды станет внедрение цифровой образовательной среды (ЦОС). Подчеркнув, что дистанционное обучение никогда не заменит традиционного, он указал на то, что ЦОС избавит учителей от рутины – бумажной отчётности, проверки однотипных домашних заданий – и даст им больше времени и сил на общение с детьми и проектную работу.
«Современные методы помогут повысить интерес школьников к знаниям и эффективность обучения. Для оборудования классов будем постепенно оснащать школы компьютерами, проекторами, камерами, электронными досками. Мы планируем собрать на платформе «Моя Школа» оптимальные для обучения и развития детей учебные материалы, чтобы всем участникам учебного процесса было удобно пользоваться ими. Весь контент в цифровой образовательной среде будет соответствовать федеральному образовательному стандарту», – сказал Сергей Кравцов.
Подводя итоги года, Министр отметил, что сейчас меняются функции не только школы, но и системы образования в целом.
«За этот год мы увидели огромный потенциал российской системы образования, и я уверен, что и в будущем все вместе мы справимся с самыми амбициозными задачами», – резюмировал он.
В главной теме номера также вышли обзоры главных панельных дискуссий форума «Новая образовательная среда», во время которых, в частности, обсуждались новые требования к программе воспитания школьников, роль профессиональных сообществ в образовании, изменения в сфере СПО, а также тенденции развития педагогического образования.
Кроме того, в рубрике представлены опыт внедрения механизмов независимой оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов в Свердловской области и уникальный подход к организации школьных праздников в условиях дистанционного обучения коллектива гимназии «Корифей» из Екатеринбурга.
Читатели нового номера также могут ознакомиться с инфографикой, отражающей главные итоги 2020 года в сфере образования.
В рубрике «Точка зрения» вышли комментарии представителей законодательной власти и Национального союза педагогов. Так, председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова рассказала о проработке совместно с Минпросвещения России единых подходов к установлению базовых ставок, стимулирующих и компенсационных выплат.
Депутат Государственной Думы Российской Федерации Алдар Дамдинов отметил, что одни из самых важных вопросов уходящего года – внесение поправок в закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» по вопросам горячего питания, в закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания, а также законопроект, касающийся дистанционного образования.
Эксперт Национального союза педагогов Наталья Шадрина рассказала, что работа организации в 2021 году будет направлена на выявление и поддержку лучших педагогических практик, формирование такой образовательной среды, в которой учителя и учащиеся вместе создают новое содержание.
В рубрике «Методический опыт» опубликованы работы победителей, призёров и лауреатов Всероссийского дистанционного конкурса среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий, организованного Академией Минпросвещения России.
Пополнились новыми материалами разделы «Документы» и «Календарь событий». Рубрика «Новости» обновляется на сайте электронного журнала «Вестник образования» Минпросвещения России ежедневно и включает обзор наиболее важных событий в сфере образования и воспитания в регионах страны.
Электронный журнал «Вестник образования» Минпросвещения России размещается в свободном доступе без необходимости оформления подписки.