Августовский номер электронного журнала «Вестник образования» Минпросвещения России посвящен решению важнейшей триединой задачи: воспитанию, просвещению и всестороннему развитию российских школьников.
Чтобы достичь этой цели, подчеркнул в своем вступительном слове Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов, Минпросвещения России в том числе обеспечило школы примерными программами воспитательной работы.
«Теперь образовательные организации могут сбалансированно распланировать учебный год, дополнительные, внеурочные занятия. Участвуют в этих мероприятиях в том числе советники директора школы по воспитательной работе – представители новой введенной нами должности, которая уже доказала свою востребованность. Большую роль играют организации дополнительного образования, общественные объединения, детско-юношеские движения. Благодаря нашим партнерам ребята с юных лет реализуют свои таланты, совершенствуют спортивные и творческие навыки, создают собственные яркие и интересные проекты. Мы активно развиваем это направление. Совсем недавно закон о создании Российского движения детей и молодежи подписал Президент России Владимир Путин. Эта масштабная инициатива объединит ребят разных возрастов – от учеников начальных классов до студентов колледжей – и будет содействовать профессиональной ориентации детей, созданию возможностей для всестороннего развития», – отметил Министр просвещения Сергей Кравцов.
Важно, что многие инструменты воспитания в системе образования не только уже созданы, но успешно применяются на практике. Пример тому – программа формирования гражданской идентичности, разработанная и апробированная в Московском кадетском корпусе «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации». Подробно об этом рассказала начальник пансиона доктор педагогических наук Лариса Максимова.
«Разработана теоретически обоснованная педагогическая система формирования гражданской идентичности, которая позволяет решать сложную, но необходимую задачу воспитания субъекта деятельности, настоящего Гражданина. Система представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов: прогностическо-целевого, содержательно-функционального, процессуально-технологического и результативно-мониторингового», – информировала Лариса Максимова.
О том, как развивается проект по введению в школах должности помощника директора по воспитательной работе, сообщил директор Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский детский центр» Александр Кудряшов.
«Советники директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями стали важным кадровым механизмом реализации как Стратегии развития воспитания в России до 2025 года, так и федерального проекта «Патриотическое воспитание». 44 процента родителей школьников 5–11-х классов полагают, что такой специалист, как советник по воспитательной работе, нужен школе, а 39 процентов отмечают, что данный пилотный проект положительно повлиял на воспитательную работу в системе образования», – подытожил Александр Кудряшов.
О проекте внеучебной воспитательной работы «Разговоры о важном» рассказали директор Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России Максим Костенко и директор Института стратегии развития образования РАО Татьяна Суханова.
«Цель проекта – развитие ценностного отношения школьников к своей Родине. Основные темы занятий будут связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в художественной культуре и повседневной культуре поведения, а также доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. Это в первую очередь воспитательное мероприятие – разговор по душам со школьниками, основным предметом которого должны стать события, люди, их поступки и идеи. В проведении таких занятий педагогу особенно важно помнить, что они не должны повторять традиционные для урока формы, а ребенок не должен превращаться только в слушателя и пассивного потребителя информации. Приоритет следует отдавать тем формам работы, в которых школьник занимает активную позицию: обсуждения, дискуссии, мозговые штурмы, решения кейсов, конкурсы, коммуникативные, деловые, интеллектуальные игры и т. п.», – уточнили авторы.
Директор Федерального института оценки качества образования Сергей Станченко представил анализ исследования, где прослеживается тесная взаимосвязь между разнообразием тематик школьных мероприятий и воспитательных практик с уровнем сформированности ценностных ориентаций учеников.
«Как подтвердили исследования, среди школ с большим разнообразием тематик школьных мероприятий, связанных с воспитанием, высокий уровень сформированности ценностных ориентаций личностного развития отмечается в 27 процентов образовательных организаций, а среди школ с узким спектром тематик мероприятий эта доля составляет только 10 процентов», – констатировал Сергей Станченко.
Новыми материалами пополнились разделы «Методика», «Документы» и «Календарь событий».
Рубрика «Новости» обновляется в журнале «Вестник образования» Минпросвещения России ежедневно и включает обзор наиболее значимых событий в сфере образования и воспитания в регионах страны.
Справочно
Электронный журнал «Вестник образования» Минпросвещения России размещается в свободном доступе без необходимости оформления подписки. Периодичность выхода издания – ежемесячно.