6 июля Министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева выступила на заседании Комитета Государственной Думы по образованию и науке. Глава Минобрнауки ознакомила депутатов с докладом Правительства РФ о реализации в 2016 году государственной политики в сфере образования. Заседание провел председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке В.А. Никонов.
– Российская система образования – одна из самых масштабных в мире: число детей и молодых людей, включенных в систему, достигает 30 миллионов человек, – информировала Ольга Юрьевна.
Министр рассказала о мерах по повышению доступности дошкольного образования. Она сообщила, что по данным на 1 мая 2017 года доступность дошкольного образования детей от 3 до 6 лет составляет 98,77%, функционирует проект «Электронная очередь», работает «горячая линия» для записи в дошкольные учреждения.
Ольга Юрьевна дала оценку выпускной кампании 2017 года.
– ЕГЭ прошел спокойно, нарушений практически не было, – сказала Министр.
Касаясь темы государственной итоговой аттестации, О.Ю. Васильева добавила, что со следующего года допуском к четырем экзаменам после 9-го класса станет обязательным собеседование, устная часть по русскому языку.
Министр информировала, что в этом году 30 тысяч российских школ участвовали во Всероссийских проверочных работах, что дало возможность определить проблемы по ряду направлений и приступить к их решению.
Говоря о дополнительном образовании, глава Минобрнауки отметила, что в настоящее время им охвачено 74,5% детей, 65% – на бюджетной основе.
– Школа становится пространством, которое можно заполнить интеллектуальной и образовательной деятельностью, – подчеркнула Ольга Юрьевна, обратив внимание, что сегодня в рамках приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» в субъектах РФ строятся детские технопарки, активно развиваются проекты технической и естественнонаучной направленности.
По данным главы Минобрнауки, в 2017 году увеличилось число выпускников, которые продолжили образование в колледжах, расширилось сотрудничество с работодателями, в образовательную практику входит дуального обучение.
Ольга Юрьевна рассказала, что в настоящее время в 13 субъектах РФ апробированы модели образования, где совмещаются теоретическое образование и практика на предприятии.
Глава Минобрнауки обозначила основные задачи государственной политики в сфере высшего образования: обеспечение доступности, качества и практичности – возможности применить полученные знания.
Она заявила, что из 100 выпускников 57% поступают на бюджетные места.
47% вчерашних школьников выбирают инженерные специальности, 11% – педагогические, 9% – медицинские.
Важным направление работы на сегодняшний день является подготовка педагогических кадров. О.Ю. Васильева информировала, что в 15 регионах в новом учебном году пройдет предметное тестирование педагогов по русскому языку и математике.
Ольга Юрьевна подчеркнула, что никаких наказаний для педагогов, продемонстрировавших неудачные результаты тестирования, предусмотрено не будет.
– Главное для нас — составить траекторию повышения квалификации педагогов, — заявила Министр.
Глава Минобрнауки обратила внимание, что ведется активная работа в рамках приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций». Она заявила, что Министерство продолжает работать над созданием опорных вузов в регионах. В 2017 году на этот проект было выделено 3 млрд рублей, а к 2020 году планируется создать опорные университеты в 50 субъектах РФ.
– Опорные вузы должны стать центром притяжения и центром развития регионов, – отметила Ольга Юрьевна.
Министр сообщила, что в целях повышения доступности дистанционного образования и в рамках работы над концепцией непрерывного образования планируется создать интернет-портал, включающий 3,5 тысячи образовательных онлайн-курсов высокого качества.
– Портал будет работать в форме единого окна, и мы хотим к 2020 году довести количество качественных курсов до 3,5 тысяч в надежде, что этими курсами будут пользоваться не менее 3,5 миллионов человек, — заявила О.Ю. Васильева.
Министр также проинформировала депутатов о работе по созданию базовых учебников по основным программам, повышению доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, строительству и реконструкции школ, обновлению инфраструктуры колледжей и техникумов.
Отвечая на вопрос члена комитета Государственной Думы по образованию и науке А.И. Аршиновой о перспективах передачи школ с муниципального уровня на региональный, О.Ю. Васильева сообщила, что 16 регионов выразили желание принять участие в соответствующем пилотном проекте.
– Нынешний исторический период требует огосударствления школ. В настоящее время они находятся вне государственной опеки и заботы, 42 тысячи школ не подчиняются ни министерству, ни регионам. При существующем большом разнообразии образовательных программ сложно говорить о воссоздании единого образовательного пространства. При этом каждый ребенок должен получить доступное базовое образование, – подчеркнула Министр.
В.А. Никонов назвал огосударствление школ важнейшим вопросом, имеющим прямое отношение к закону об образовании.
Депутаты приняли доклад Министра к сведению и рекомендовали Правительству РФ в дальнейшем продолжить совершенствование структуры и содержания документа, усилив межведомственное взаимодействие при его подготовке.