Новые профессии и специальности появились в перечне программ подготовки в учреждениях среднего профессионального образования. В том числе были утверждены «Интеллектуальные интегрированные системы», «Биотехнология пищевой промышленности», «Безопасность на акватории», «Кино- и телепроизводство», «Агромелиорация» и другие.
Всего в перечень включили 389 профессий и специальностей, абсолютно новых – 12, среди них «Оператор технической поддержки», «Аппаратчик-оператор производства продукции общественного питания массового изготовления и специализированных пищевых продуктов», «Технология продуктов общественного питания массового изготовления и специализированных пищевых продуктов», «Эксплуатация, механизация, автоматизация и роботизация технологического оборудования и процессов пищевой промышленности», «Организация воздушных перевозок и авиационных работ», «Контролер измерительных приборов», «Обеспечение деятельности службы занятости населения». Кроме того, большая часть профессий была укрупнена по принципу расширения квалификаций.
«Сегодня мы наблюдаем, что новые технологии все активнее внедряются в производство в различных отраслях. Поэтому, несомненно, образовательные программы не должны отставать и подготовка специалистов должна вестись с ориентиром на реальные трудовые условия. Новый перечень включает широкий набор квалификаций и дает студентам право выбора образовательной траектории, исходя из конкретной ситуации на рынке труда, а у колледжей появляется больше свободы для оперативного реагирования на вызовы, связанные с изменениями в отраслях», – сказал Министр просвещения Сергей Кравцов.
При этом в новом перечне сохранились и монопрофессии, востребованные на рынке и популярные у абитуриентов. Напротив, невостребованные на рынке специальности были исключены.
Прием по новым специальностям из перечня уже с 1 сентября 2022 года начнут образовательные кластеры, вошедшие в проект «Профессионалитет».
Помимо этого, с 2023 года практически по всем специальностям среднего профессионального образования будет проводиться демонстрационный экзамен в качестве обязательной формы государственной итоговой аттестации.
В рамках демонстрационного экзамена студенты решают практические задачи в условиях, максимально приближенных к реальным производственным, а оценка проводится экспертами из индустрии. По итогам такого экзамена работодатели смогут предложить выпускнику дальнейшее трудоустройство.
В 2022 году учреждения СПО выпустят порядка 800 тысяч квалифицированных специалистов на рынок труда. И уже в июне этого года процедуру демонстрационного экзамена пройдут 184,5 тысячи выпускников из 2,5 тысячи образовательных организаций. Всего до конца 2022 года демонстрационный экзамен сдадут более 290 тысяч обучающихся по 300 специальностям.
Наиболее массовыми профессиями по числу сдающих стали «Повар, кондитер», «Информационные системы и программирование», «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей», «Программные решения для бизнеса», «Электромонтаж».