2-3 ноября в Москве прошёл II Всероссийский съезд дефектологов. В мероприятиях съездах приняло участие более 700 участников, специалистов общеобразовательных организаций и организаций высшего образования.
Открытие съезда состоялось 2 ноября в Международном выставочном центре «Крокус Экспо».
В приветствиях государственных и общественных деятелей России в адрес съезда и докладах отмечалось, что российская система образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью активно развивается и совершенствуется, предъявляя новые требования к подготовке специалистов по работе с детьми с особыми образовательными потребностями, к организации образовательной среды и процесса обучения и воспитания данной категории обучающихся.
Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Т.Ю. Синюгина отметила, что сегодня в нашей стране более 1 миллиона детей с ОВЗ, которые нуждаются в специализированной помощи, но во многих субъектах Российской Федерации ощущается острый дефицит в высоко квалифицированных педагогах-дефектологах.
– Цель второго съезда дефектологов – привлечь внимание к проблеме подготовки и повышения квалификации дефектологов, консолидировать усилия отечественной науки и практики, а также распространить позитивный опыт профессиональной деятельности дефектологов. Особое внимание мы должны уделить формированию профессиональной готовности дефектологов к деятельности в условиях новой образовательной парадигмы, – подчеркнула Т.Ю. Синюгина.
На съезде была особо отмечена деятельность ученых и педагогов-практиков, которые внесли весомый личный вклад в развитие дефектологии – более 80 педагогам были вручены памятные знаки «За личный вклад в развитие дефектологии» и «За верность профессии».
В ходе работы съезда обсуждались приоритеты и перспективы развития дефектологической науки и практики в Российской Федерации в соответствии
с требованиями современной социально-экономической ситуации и изменившимися условиями образования, а также организационные вопросы создания и деятельности Союза дефектологов России.
По итогам работы съезда были актуализированы вопросы создания условий для развития дефектологической науки и практики в Российской Федерации,
в числе которых:
выделение тенденций и обозначение перспектив развития российской дефектологической науки и практики;
обсуждение проблем профессиональной готовности педагогов-дефектологов к деятельности в условиях развивающейся системы образования лиц с ОВЗ, а также к построению новых форм взаимодействия с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ и инвалидностью, общественными организациями инвалидов, социальными партнерами;
определение путей повышения качества профессиональной подготовки педагогов-дефектологов с учетом перехода на многоуровневую систему подготовки кадров, проектирование основных профессиональных образовательных программ на основе требований современных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО 3++);
выделение направлений совершенствования системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов-дефектологов.
Съезд стал площадкой для конструктивного обсуждения учеными, специалистами-практиками и управленцами вопросов подготовки кадров для работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями, для формирования приоритетных направлений дальнейшего развития дефектологической науки и практики в условиях модернизации российского образования.