«Российская газета» > Министр Ольга Васильева – об учебниках, Шекспире, школьной нагрузке и объединении вузов | Кипчаковская средняя общеобразовательная школа

«Российская газета» > Министр Ольга Васильева – об учебниках, Шекспире, школьной нагрузке и объединении вузов

Дата публикации: 10.12.2016

Может ли быть менеджер директором школы? Какой учебник истории самый лучший?

Закончилось ли объединение вузов? Сколько слов знал Шекспир? На эти и другие вопросы отвечала на “Деловом завтраке” в “РГ” министр образования и науки России Ольга Васильева.

Ольга Юрьевна, с момента назначения вас на должность министра образования и науки России прошло чуть больше 100 дней. Что оказалось самым сложным на новой работе?

Ольга Васильева: Я предполагала, что объем работы будет большим, но то, что он окажется таким огромным, не ожидала. Особенность в том, что министерство имеет колоссальное количество разных направлений, которые связаны со школой, наукой, социальными проблемами, специальным обучением, поддержкой одаренных и со многими другими вещами.

Это правда, что вы своим сотрудникам запретили упоминать слово “услуга”?

Ольга Васильева: Я попросила не употреблять слово “услуга”, когда идет разговор о школе. Это слово тут неприемлемо, как и в медицине, и в культуре. Образование – это воспитание и обучение. Причем воспитание на первом месте.

Новые технологии привели к тому, что во многих школах уже нет учительских,а сами школы стали такими большими, что педагоги не знают друг друга в лицо. Вас эта проблема беспокоит?

Ольга Васильева: Если люди хотят, чтобы в школе был коллектив – он будет. Если не отдают этому должного внимания, то нет. Я работала в школе 12 лет и хорошо это понимаю. Как историк могу сказать: человек не меняется, меняются декорации. И 5 тысяч лет назад люди плакали и сопереживали точно также, как и сейчас. Надо прикладывать усилия и не ждать, когда кто-то придет и поможет создать хороший педагогический коллектив. Есть школы, которые не имеют такого хорошего оснащения, как в крупных городах, но там есть дух воспитания, педагоги уважают детей и друг друга.

“Нет ли в планах министра отменить тестирование по тем предметам, по которым школьник должен уметь рассказывать, рассуждать и анализировать?”, – спрашивает Артур Аббасов.

Ольга Васильева: Вы не совсем правы, говоря, что современный ЕГЭ это тестирование. По гуманитарным предметам мы планомерно идём по пути отмены от вариативной части. Уже сейчас основная часть заданий не тестовые.

В последнее время директорами школ становятся люди, не имеющие педагогического образования, менеджеры, которые говорят: “Зачем так много уроков русского языка? Зачем библиотеке книги, если есть гаджеты?” Как вы к этому относитесь?

Ольга Васильева: Ни один директор не может сказать: “Зачем так много уроков русского языка?” У нас есть жесткая программа, которую надо выполнять. Проблема в том, что менеджеры, особенно молодые, считают, что можно управлять всем и вся, не зная предмета. Как правило, через короткое время жизнь показывает, что это не так. Думаю, потихонечку все наносное отлетит и останется то, что и должно быть в школе. Все страны прошли через те же тысячи вариативных программ, которые были у нас, ставили похожие эксперименты. И все возвращаются к опорной традиции и инновационному движению вперед.

Допустим, в Китае все школы занимаются по единым учебникам по всем базисным предметам. При этом есть и углубленные учебники. В Англии принят единый учебный план для всех школ. То же самое в Германии, за исключением региональных земель. Когда мы создавали историко-культурный стандарт, мы не были первыми. Первыми стали Нидерланды, а после нас единый учебник по истории создала Великобритания. Школа – живой организм, в котором есть многое, чем нельзя управлять, будучи просто менеджером.

Учителя жалуются на то, что программы по гуманитарным предметам не синхронизированы. В итоге дети не понимают “Муму” и удивляются, почему Герасим не ушел вместе с ней в деревню, так как не знают, что такое крепостное право. В 5-м классе по истории они проходят Древний мир, а крепостное право будет только в конце 6-го класса. Будут ли программы по разным предметам синхронизированы?

Ольга Васильева: Дискуссии по Древнему миру в 5-м классе, наверное, лет сорок. Мое глубочайшее убеждение: учебник Свенцицкой и Годера – лучший из всех существующих. Ирина Сергеевна Свенцицкая учила меня в свое время – это крупнейший специалист по древней истории. История Древнего мира в 5-м классе, Средневековье в 6-м – можно сказать, сказки по истории, но потом мы приближаемся к началу отечественной истории, и здесь, безусловно, синхронизация нужна. Допустим, война 1812 года и роман Толстого “Война и мир”, “Полтава” Пушкина и события Северной войны. Авторы стандарта пытались идти по пути синхронизации истории и литературы, этот сложный процесс будет продолжаться.

Вы сказали, что будет меняться содержание учебников для начальной школы. Зачем это нужно?

Ольга Васильева: В федеральном перечне учебников 1376 книг, 405 из них – учебники для начальной школы. В моем кабинете есть почти все. Я просмотрела книги для начальной школы, для старшей, особенно – по гуманитарным дисциплинам. Не все они выдерживают критику. Некоторые учебники слишком упрощенные для детей. И на это обращают внимание родители. Большую тревогу вызывает “Родное чтение”. Для ребенка очень важен иллюстративный ряд. И хотелось бы, чтобы в учебниках были яркие, красочные иллюстрации, а не черно-белые картинки, где какой-нибудь зверь нарисован штрихами пером.

Есть и другая проблема: допустим, есть хороший учебник музыки одного издательства и есть менее привлекательный учебник другого издательства. Школы делают закупки централизованно, и в школу чаще всего попадают учебники одного издательства. Не всегда самые удачные.

“Уже два раза в школе поменялась программа по английскому языку, а с ней и учебники. И все равно без репетитора не можем обойтись. Но на дополнительных занятиях красивые и интересные учебники, а в школе – скучные. Почему в школе нельзя взять книги иностранного издательства?”- спрашивает читательница Екатерина из Вологды.

Ольга Васильева: До 1953 года наша страна изучала немецкий язык. И то поколение, которое воевало на фронтах Великой Отечественной войны и закончило 10-й класс с 1937 по 1941 год, знало немецкий так хорошо, что многие могли помогать работе военных переводчиков. Начиная с 1953 года и по сей день мы никак не можем выйти на должный уровень преподавания иностранного языка. Учебники иностранных издательств иначе построены, там заложен принцип изучения иностранного языка как родного.

Мы тоже не учим с 1-го класса на русском языке правила пунктуации и орфографии. Чтобы ответить на этот вопрос, надо провести большую аналитическую работу. Мне кажется, язык должен быть инструментом для общения и, наверное, это могло бы стать главной задачей школы. Кстати, словарный запас Шекспира 40 тысяч слов. У нас, когда мы говорим о бытовых вещах, – 350 и 3 тысячи, когда рассказываем о чем-то красивом.

“Мой сын учится в 5-м классе. В этом году в его программу хотят добавить второй иностранный язык (греческий), поскольку нет других преподавателей иностранных языков. Программы и так перегружены. Можно ли отказаться от изучения второго иностранного языка?” – еще один вопрос из почты “РГ” от Юлии Радынской.

Ольга Васильева: Прежде всего необходимо посмотреть учебный план и программу школы, доступ к которым должен быть у каждого родителя (учебную программу школа обязана вывешивать на своем официальном сайте). Если там утвержден греческий язык, то его необходимо будет изучать.

Что касается нагрузки, школы должны соблюдать санитарно-эпидемиологические требования, в которых четко регламентирована допустимая нагрузка по часам на каждую возрастную категорию. Например, для первых классов обучение может быть только в рамках 5-дневной учебной недели (не более 21 часа), с возрастом часы нагрузки постепенно увеличиваются, в пятом классе это может уже быть и 6-дневная неделя, но в пределах допустимых часов.

“Москва и Санкт-Петербург очень серьезно занимаются подготовкой детей к Всероссийской олимпиаде. А когда прогресс дойдет и до глубинки? Почему минобрнауки не разработает личные кабинеты для всех участников олимпиады, чтобы они могли получать консультации и иметь хотя бы равные возможности для обучения с москвичами?” – этот вопрос пришел в “РГ” от Елены.

Ольга Васильева: Всероссийская школьная олимпиада проходит в несколько этапов: школьный, муниципальный, региональный, общероссийский. Подготовка к каждому этапу проходит отдельно. Накопленный опыт показывает, что победителями общероссийского этапа становятся не только москвичи или ребята из Санкт-Петербурга, но и из других регионов страны. Конечно, учителя играют большую роль в помощи ребятам в подготовке к олимпиаде. Российское олимпиадное движение очень мощное, но об успехах ребят мало кто знает, и сейчас мы запускаем ресурс на базе нашего официального сайта – где любой сможет увидеть и найти всю необходимую информацию о Всероссийской олимпиаде, а также о выступлениях наших сборных команд на мировой арене. Вы можете ознакомиться с этим разделом http://минобрнауки.рф/олимпиада. Что касается вашего пожелания разработать личные кабинеты для участников олимпиад, я обязательно передам ваши пожелания нашим специалистам, и если это технически возможно – мы реализуем это.

Закончилось ли объединение вузов? Будут ли еще слияния, реорганизации?

Ольга Васильева: На сегодняшний день остановлены все реорганизации. В этом процессе четыре вуза. Я буду настаивать на том, чтобы каждый из этих вузов был отдельным и самостоятельным. Среди них есть, кстати, Геологоразведочный университет, который принес огромную славу нашей стране. Министерство даст возможность каждому вузу представить свои программы развития для того, чтобы они могли выйти на тот хороший уровень, который был раньше. Будут ли дальнейшие объединения? Есть хорошая идея создания опорных вузов, в которых заинтересованы региональные бизнес-структуры, местные власти. Такой опорный вуз мог бы дать толчок развитию региона. Такие примеры уже есть, создано 11 опорных вузов. У нас есть программы по созданию в опорных вузах инновационных центров, мы готовы помогать и поддерживать университеты.

Предлагается создать транспортный университет, который объединил бы на базе МИИТа несколько вузов, включая МАДИ, который подчиняется минобрнауки? Решен вопрос об этом?

Ольга Васильева: В МАДИ была сложная ситуация. Сейчас там новый ректор, задача которого привести образовательный процесс в порядок, сделать так, чтобы вуз вошел в обычное учебное русло. Пока вопрос о включении МАДИ в транспортный университет не рассматривается.

Какая школа вам ближе – Гай Германики или показанная в фильме “Доживем до понедельника”?

Ольга Васильева: Школу Гай Германики я даже не буду обсуждать. Если принять факт, что школа такая, можно расписаться в некомпетентности всех учителей и руководства. Конечно, мне ближе школа из фильма Станислава Ростоцкого “Доживем до понедельника”.

Территория школы

Ольга Васильева: Вот несколько важных задач, которые министерство будет решать в ближайшие годы: продолжится строительство и реконструкция школ, что позволит избавиться от второй и третьей смены и открыть к 2025 году более 7 млн новых мест. Школа будет территорией, где не только дают знания, но и воспитывают нравственного человека. Поэтому особое значение должно уделяться гуманитарным предметам, внеклассной работе. В школу уже вернулось сочинение, и 97 процентов учеников успешно с ним справляются. Думаю, постепенно мы придем к тому, что сочинение станет оцениваться, как и другие предметы. Скоро в ЕГЭ по русскому языку появится устная часть, изменится ЕГЭ по литературе, расширится список иностранных языков, которые можно изучать в школе. Программы по гуманитарным предметам будут постепенно синхронизироваться, так, чтобы материал по истории дополнял темы по литературе. И наоборот. Мы планируем открыть во всех регионах при сильных вузах или школах центры для одаренных, такие, как “Сириус” в Сочи. И поддержим проекты, которые выходят за рамки школы, но работают на общую идею воспитания нашей молодежи. Еще одна большая задача – поддержка престижа педагогического труда и строгое соблюдение всех социальных гарантий педагогам. В том числе – сельским.

Что нового в школе?

  • В программе “Доступная среда” теперь участвуют не только обычные школы, но и коррекционные школы и спецклассы.
  • В ЕГЭ по биологии, химии исключат задания с выбором ответа, будет продолжена работа над устной частью ЕГЭ по русскому языку.
  • Выпускники 9-х классов будут сдавать экзамены по четырем учебным предметам – обязательным (русскому языку и математике) и двум предметам по выбору.
  • В обычные школы пойдут дети из детских домов.
  • Началась программа строительства и модернизации школ, рассчитанная на 10 лет.

Кстати

Как сообщили “РГ” в минобрнауки, отдельная программа “Православной культуры”, которая рассматривается сейчас федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, вносилась не министерством и не является инициативой министерства. Программа поступила на рассмотрение от РПЦ в Российскую академию образования летом 2016 года, была рассмотрена федеральным учебно-методическим объединением и отправлена на доработку. Авторы программы: Игорь Витальевич Метлик и Герман Васильевич Демидов. Программа предназначена НЕ для обязательной части учебной программы, а для факультативных или дополнительных занятий, которые школа может вводить по запросу родителей и обучающихся. К оценке курса министерство сможет приступить только в случае положительного заключения учебно-методического объединения.

Сейчас в курсе “Основы религиозных культур и светской этики” среди других есть модуль “Основы православной культуры”. Ученики и их родители в начале учебного года самостоятельно выбирают любой из модулей для изучения. “Министерство не будет отходить от предоставления самостоятельного выбора”, – подчеркнули в ведомстве.

с.Кипчаково

×