12-14 ноября 2018 года в Риме прошла 2-я встреча Национальных координаторов Международного исследования компетенций взрослого населения PIAAC, в которой приняли участие представители России.
Международное исследование компетенций взрослого населения PIAAC (The Programme for the International Assessment of Adult Competencies) – это исследование ключевых компетенций и навыков работы с информацией взрослого населения и использования их в профессиональных и бытовых ситуациях. Исследование проводится под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Национальным центром реализации исследования PIAAC в России является Федеральный институт оценки качества образования – подведомственная организация Рособрнадзора.
В 2018-2023 годах Российская Федерация принимает участие во втором цикле исследования, всего в нем участвуют 34 страны. В рамках исследования будет проводиться оценка компетенций взрослого населения в возрасте от 16 до 65 лет. В отличие от предыдущего цикла наряду с оценкой математической и читательской грамотности будет исследоваться способность респондентов решать адаптивные задачи. В предыдущем цикле исследования, который прошел в 2013 году, оценивалась способность решать задачи в технологически насыщенной среде.
В рамках прошедшей встречи ее участники уделили большое внимание формированию выборки, механизмам контроля качества операций сбора данных и переводу вопросов анкеты, которые будут включены в инструментарий исследования.
В 2020 году будет проведена апробация нового инструментария, участие в которой примут 1,5 тысячи россиян. А в 2021 году состоится основное исследование, международные результаты которого будут объявлены в 2023 году. Участие в основном исследовании примут по 5 тысяч человек от каждой страны. Российские респонденты будут случайно отобраны из числа жителей РФ.
Первый цикл исследования PIAAC проводился в 2013 году. В исследовании по всему миру приняли участие около 157 тысяч человек в возрасте от 16 до 65 лет, в том числе более 5 тысяч взрослых россиян из 94 населенных пунктов 25 регионов страны. Российские участники заняли 10-е место по читательской грамотности среди представителей 34 стран-участниц исследования и 14 место по математической грамотности. В исследовании 2013 года россияне показали относительно невысокие результаты по решению задач в технологически насыщенной среде. Так, 33,6% российских респондентов не имели опыта работы с компьютером или не справились даже с заданиями базового уровня. Аналогичный показатель по странам ОЭСР составил 35,1%.