1 февраля в Москве прошла международная конференция по результатам исследований качества образования с участием Министра образования и науки Российской Федерации О.В. Васильевой, руководителя Рособрнадзора С.С. Кравцова, мэра Москвы С.С. Собянина и представителей более 30 стран.
Участники конференции «Результаты международных исследований TIMSS и PISA 2015 года и факторы, влияющие на изменения в системе образования» обсудили вопросы действия управленческих решений и преобразований, реализуемых в системе образования, на изменение её характеристик.
Открывая конференцию, руководитель Рособрнадзора С.С. Кравцов отметил, что, по результатам исследований 2015 года, Россия сохранила лидирующие позиции в математическом и естественнонаучном образовании по итогам исследования TIMSS и продемонстрировала одну из самых лучших в мире динамик улучшения результатов в исследовании PISA, изучающем читательскую, математическую и естественнонаучную грамотность 15-летних учащихся.
По его словам, положительное влияние на качество школьного образования в России оказало введение новых образовательных стандартов, обновивших содержание школьного образования, введение национальных экзаменов в 11 и 9 классах, объективная оценка знаний выпускников на ЕГЭ и работа с результатами этой оценки для решения выявленных проблем.
Министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева в свою очередь рассказала о задачах по совершенствованию качества российского образования. Она отметила, что введение государственных образовательных стандартов стало важным этапом в развитии российского образования в последние годы, отразившимся в том числе и на результатах России в сравнительных международных исследований качества образования.
«Наши результаты показывают, что новые стандарты соответствуют современным международным тенденциям в образовании. Однако совершенствование стандартов еще не завершено. Принимаются меры по включению в них базового содержания по учебным предметам, стандарты должны обеспечить базу для творческого развития наших детей, для формирования у него интереса к учебе, проявления таланта. Важно повысить и укрепить воспитательную роль школы», – отметила Министр.
О. Ю. Васильева также добавила, что необходимо расширить систему независимой объективной оценки качества подготовки обучающихся, в том числе выстраивая систему всероссийских проверочных работ, которые в этом году пройдут для учащихся 4, 5 и 11 классов.
Мэр Москвы С.С. Собянин в своем выступлении рассказал о преобразованиях, проведённых в системе школьного образования столицы, которые позволили московским школам выйти на лидирующие позиции в мире.
“В Москве воспитанников, учащихся и студентов – около двух миллионов человек, больше 200 тысяч человек работают в этой отрасли. По этим параметрам Москва является одним из крупнейших в мире образовательных центров. И это важнейшая отрасль городского хозяйства и важнейший приоритет деятельности правительства Москвы”, – отметил С.С. Собянин.
С краткими обзорами результатов своих стран в международных исследованиях и факторов, повлиявших на их изменение, также выступили представители Болгарии, Израиля, Литвы, Турции, Эстонии и Германии.
Справочно:
Международное исследование PISA (Programme for International Student Assessment) является крупнейшей общепризнанной международной программой оценки образовательных достижений учащихся, охватывающей в настоящее время 72 страны.
Тесты PISA призваны выявлять и оценивать функциональную грамотность учащихся школ в возрасте 15 лет в таких сферах как чтение, математика и естественные науки. Причем, акцент в заданиях сделан на выявлении творческих навыков учащихся, критического мышления и решении практических проблем в реальных жизненных ситуациях.
TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) – международное исследование качества математического и естественнонаучного образования, проводимое Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (IEA). В рамках исследования TIMSS оценивается общеобразовательная подготовка учащихся 4-х и 8-х классов по математике и естественнонаучным предметам, а также подготовка учащихся 11-х классов, изучающих углубленный профильный курс математики и физики. В исследовании принимают участие более 50 стран.