5 декабря в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки объявили итоги международного сравнительного исследования качества чтения и понимания текста PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study). По результатам PIRLS-2016 Россия стала мировым лидером по качеству образования в начальной школе.
В исследовании PIRLS Российская Федерация участвует с 2001 года. По результатам последних трёх исследований – в 2006, 2011, 2016 годах – Россия прочно обосновалась в группе лидирующих стран.
В исследовании 2016 года Российская Федерация заняла 1-е место с результатом 581 балл, обогнав Сингапур – 576 баллов, и Гонконг – 569 баллов.
Всего в PIRLS-2016 приняли участие более 340 тысяч учащихся из 50 стран и 11 территорий, в том числе 4577 выпускников начальной школы из 206 школ 42субъектов РФ.
Министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева прокомментировала итоги исследования.
– Результат наших школьников в PIRLS-2016 подтвердили высокое качество нашего начального образования, нацеленность российских образовательных стандартов на развитие читательской грамотности. Российские учащиеся лучше всех в мире справляются с текстами как для литературного, так и для информационного чтения, и делают это одинаково успешно, – отметила Министр.
За Россией, Сингапуром и Гонконгом в рейтинге стран-участниц следуют Ирландия (567 баллов), Финляндия (566 баллов), Польша и Северная Ирландия (по 565 баллов), Норвегия, Тайвань и Англия (по 559 баллов).
В исследовании 2016 года впервые приняла участие Москва, для школ которой было проведено отдельное исследование по стандартам PIRLS. Выборка московских учащихся формировалась независимо от общероссийской выборки, она включала 4289 четвероклассников из 150 московских школ.
Средний результат московских четвероклассников составил 612 баллов. Московские четвероклассники превзошли своих сверстников из всех стран и территорий, для которых проводилось исследование. Они продемонстрировали не только высокие средние показатели читательской грамотности, но и высокую плотность результатов, что свидетельствует о хорошей всеобщей подготовке учащихся.
Справочно
Исследование PIRLS проводится Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement – IEA) раз в пять лет среди четвероклассников из разных стран мира.
Цель исследования PIRLS – сравнение уровня и качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы в странах мира, а также выявление и интерпретация различий в национальных системах образования с целью совершенствования процесса обучения чтению.
В исследовании оцениваются в основном два вида чтения, которые чаще других используются учащимися во время учебных занятий и вне школы: чтение с целью приобретения читательского литературного опыта, а также чтение с целью освоения и использования информации.
При чтении текстов различного типа в ходе исследования оцениваются следующие умения: нахождение информации, заданной в явном виде; формулирование выводов; интерпретация и обобщение информации; анализ и оценка содержания, языка и элементов текста.
Россия уже занимала первое место в исследовании PIRLS в 2006 году, однако в 2011 году уступила его Гонконгу, опустившись на вторую строку. За период с 2011 по 2016 годы российские учащиеся значительно повысили свой результат – на 13 баллов. При этом 70% выпускников начальной школы в России показали высокий уровень читательской грамотности.