Стратегия развития образования Минпросвещения России подразумевает создание новой образовательной среды, позволяющей непрерывно получать и совершенствовать знания и умения для успешной самореализации. Об этом заявил Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов, выступая на заседании Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации. Главными темами обсуждения на Коллегии стали развитие среднего профессионального образования, совершенствование подготовки и профессионального развития педагогов, концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.
«Какие бы изменения ни происходили вокруг, фундаментальной и базовой ценностью является успех каждого ребёнка. Наша стратегия – это развитие школы для всех. Она нацелена на формирование новой образовательной среды, в которой каждый ребёнок имеет возможность реализовать свои способности и таланты. Это непростая долгосрочная задача, которую невозможно выполнить без качественного образования», – подчеркнул Министр, открывая заседание.
По словам Сергея Кравцова, философия современной школы должна заключаться в непрерывном получении системных знаний и практических умений, навыков, которые принесут пользу в будущем.
Это, прежде всего, требует повышения престижа педагогической профессии, её совершенствования, в том числе через систему наставничества и долговременной поддержки, живое общение с учительским сообществом. Сергей Кравцов отметил, что современный учитель должен не только давать знания, но и воспитывать, помогать ребёнку развиваться и взаимодействовать с окружающим миром, подкреплять его веру в свои силы.
«Необходимо переосмыслить существующую систему педагогического образования, чтобы освободить время для творческой работы учителя с детьми, убрав излишнюю бюрократическую нагрузку. Наши усилия будут сосредоточены на создании условий для комфортной и результативной работы, профессионального роста», – заявил Министр.
Сергей Кравцов также обратил особое внимание на важность воспитания, основанного на вдохновляющих примерах из реальной жизни, взаимопомощи и насыщенной внеклассной работе.
Говоря о развитии СПО, Министр отметил, что в весь образовательный процесс колледжей и техникумов – от программ подготовки до прохождения практики – должны быть включены работодатели, чтобы в будущем они могли принять на работу полностью готовых к ней специалистов.
«Главное, чтобы любые стандарты, мероприятия СПО исходили из потребностей экономики», – сказал он.
Кроме того, развитию образования будут способствовать использование современных инструментов управления его качеством, внедрение цифровой образовательной среды, которая позволит упорядочить образовательные и организационные процессы, а также дальнейшее развитие российской педагогической науки, одной из самых авторитетных и признанных в мире.
«Необходимо двигаться от страниц, параграфов, пунктов к навыкам для жизни. Но также важно сохранить и преемственность, использовать богатейший опыт российской системы образования и применять инновационные подходы, которые в совокупности усилят образовательную систему», – подытожил глава Минпросвещения.
Он подчеркнул, что в этом процессе Министерство будет прислушиваться к мнению всех участников образовательного процесса – представителей экспертного и педагогического сообщества, родителей и, конечно, детей.
Первый заместитель Министра просвещения Дмитрий Глушко сообщил о начале разработки новых направлений и стратегии развития СПО до 2030 года. По его словам, один из приоритетов для Министерства – постоянное обновление содержания СПО.
«Обновление содержания федеральных образовательных стандартов происходит в процессе актуализации разработки новых ФГОС. В настоящее время из 485 профессий и специальностей только по 87 обновлены, а по 19 находятся на утверждении новые образовательные стандарты, в том числе по 3 новым специальностям», – отметил Дмитрий Глушко.
Другие важные задачи – внедрение демонстрационного экзамена, ранняя профессиональная ориентация школьников, в том числе через проект «Билет в будущее» и организацию открытых онлайн-уроков, гармонизация структуры подготовки кадров с потребностями рынка труда, обновление материально-технической базы колледжей и техникумов, повышение их финансовой устойчивости, развитие чемпионатного движения.
Также планируется обучать педагогов компетенциям, необходимым для работы в новых, современных условиях, по двум направлениям, которые включают подготовку специалистов, имеющих опыт работы на производстве, и кадров с педагогическим образованием, но без практического опыта.
Отдельное внимание уделяется повышению качества и доступности образования для инвалидов и лиц с ОВЗ, развитию воспитательной функции организаций СПО, созданию нового типа управленческих команд из представителей региональных органов исполнительной власти.
С основным докладом по теме совершенствования подготовки и профессионального развития педагогов выступил директор Департамента подготовки и профессионального развития педагогических кадров Министерства просвещения Андрей Милёхин. Он обозначил основные шаги для развития национальной системы профессионального роста педагогических работников. Они включают привлечение в профессию выпускников школ, профессиональное развитие студентов, в том числе через создание педагогических «Кванториумов» на базе педвузов, которые позволят овладеть передовыми педагогическими технологиями, подготовку эффективных управленческих кадров.
Председатель Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации Галина Меркулова обратила особое внимание на важность ранней профориентационной работы со школьниками, обновления содержания профессиональной деятельности педагогов, развития системы методической поддержки.
Заместитель Министра просвещения Виктор Басюк и научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян представили проект концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. По словам Виктора Басюка, проект позволит обеспечить единство образовательного пространства и преемственность в сфере общего образования. Он отметил, что при его подготовке были учтены замечания и предложения, которые поступили от научной и педагогической общественности, включая ведущие научные организации, ассоциации учителей-предметников, Российскую академию наук, Российскую академию образования и Федеральный институт педагогических измерений.
Смотреть запись заседания коллегии Минпросвещения России