рпрпппрп
Школа будущего первоклассника
орорроррр
Начинает свою работу 19 февраля в 09.00 часов
огорноо
Режим работы:
09.30 – 10.00ч. – 1 урок
10.10 – 10.40ч. – 2 урок
10.45 – 11.15ч. – 3 урок
11.30 – 12.00ч. – 4 урок
Учебный план: Рассчитан на февраль – апрель
Учебные предметы:
- Обучение грамоте (развитие речи)
- Развивающее письмо
- Учимся думать, размышлять, фантазировать (математика)
- Изо/Физическая культура
Десять советов родителям будущих первоклассников.
Совет 1. Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для вашего ребенка, поэтому попробуйте учесть все факторы, которые могут осложнить его обучение.
Совет 2. Обязательно познакомьтесь со школой, условиями обучения, педагогами.
Совет 3. Выясните, по какой программе будет учиться ваш ребенок, какая будет у него нагрузка (сколько уроков в день, есть ли дополнительные занятия).
Совет 4. Узнайте, когда начинаются занятия, и рассчитайте, сколько времени необходимо на дорогу в школу. Добавьте еще час на утренние процедуры и завтрак – не придется ли вставать слишком рано?
Совет 5. Постарайтесь познакомиться и побеседовать с будущей учительницей вашего ребенка. Подумайте, сможет ли она учесть его особенности (захочет ли).
Совет 6. Уточните, в какое время ребенок будет возвращаться домой из школы. Это необходимо, если вы планируете какие-либо дополнительные занятия (секции, музыкальная школа, кружки).
Совет 7. Подготовьте место для занятий ребенка дома.
Совет 8. Не настраивайте ребенка только на успех, но и не запугивайте неудачами.
Совет 9. Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо, если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребенком.
Совет 10. Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху всех ваших надежд. Помните: ему очень необходима ваша вера в него, умная помощь и поддержка.
Школа будущего первоклассника
Школа развития детей 6-7 летнего возраста открыта в МОУ «Кипчаковская СШ» на основании Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Конвенции о правах ребенка, Устава школы и лицензии на право ведения образовательной деятельности. «Школа будущего первоклассника» представляет собой комплексную дополнительную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению, оказываемую общеобразовательной организацией в помощь родителям (законным представителям) детей 6–7 летнего возраста.
Содержание образовательного процесса в ШБП определяется тематическими планами, разработанными педагогами общеобразовательной организации.
Обучение в ШБП строится на педагогически-обоснованном выборе учителем технологий, средств, форм, методик и методов обучения, способствующих формированию интеллекта, общеучебных навыков и ориентированных на развитие обучающихся, имеющих нарушения зрения.
Цель программы «Школы будущего первоклассника»:
«Создание условий для формирования предпосылок к овладению универсальными учебными действиями (УУД) у будущих первоклассников»
Цель обучения в «Школе будущего первоклассника»:
- Обеспечить преемственность программ дошкольного и начального школьного образования;
2. Способствовать развитию познавательной активности и потенциальных возможностей детей;
3.Способствовать развитию эмоционально-волевой сферы будущих первоклассников;
4. Способствовать профилактике дезадаптации.
Исходя из «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы» программа «Школы будущего первоклассника» предусматривает решение следующих задач:
- Создание максимально благоприятных условий для развития интересов, склонностей и способностейребенка.
2. Способствовать формированию готовности к обучению в школе.
3. Расширить знания по основным образовательным областям:
— «Социализация» (развитие игровой деятельности, развитие социальных представлений, нормах взаимоотношений);
— «Познание» (развитие сенсорной культуры, развитие кругозора и познавательной деятельности, развитие математических представлений);
— «Коммуникация» (развитие речи и коммуникативных способностей, подготовка к обучению грамоте);
— «Художественное творчество» (развитие детского художественного творчества).
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ по подготовке детей к обучению в «Школе будущего первоклассника»
—принцип адаптивности – помощь в адаптации к условиям обучения;
— принцип развития – создание для каждого ребенка условий для максимального развития его интеллекта, мышления, способностей и личности в целом;
— принцип психологической комфортности – создание в учебном процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы;
— принцип сообразности мира – представление ребенка о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным;
— принцип систематичности – школьное образование должно быть логичным продолжением дошкольного и ступенькой на пути к высшему;
— принцип смыслового отношения к миру – выработка у детей в процессе обучения не только конкретных знаний, но и положительного отношения к этим знаниям, осознания их необходимости и важности;
— принцип обучения деятельности – выработка у детей осознания того, что деятельность невозможна без умения ставить цель, контролировать, оценивать свои и чужие действия;
— принцип креативности – развитие у детей способности выходить за пределы стандартного набора знаний, умений, навыков, делать самостоятельный выбор, принимать самостоятельное решение.
ВНЕШНИЕ ОРИЕНТИРЫ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
В «ШКОЛЕ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА»:
— различать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, самостоятельно производить фонематический анализ слов, составлять предложения;
— ориентироваться в пространстве, узнавать и называть геометрические фигуры, отсчитывать определенное количество предметов по образцу;
— уметь пересказывать рассказы и сказки, загадывать и отгадывать загадки, рассматривать и обсуждать содержание картин;
— пользоваться краткой и распространенной формами ответа, дополнять высказывания товарищей, правильно оценивать результаты своей деятельности;
— раскладывать картинки по группам, составлять рассказ по сюжетным картинкам;
— ориентироваться на листе бумаги в клетку, считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
— вместе решать учебные задачи, сопереживать успехам и неудачам товарищей;
— внимательно слушать на занятиях, действовать по предложенному педагогом плану, самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу;
— отличать живое от неживого, последовательно и вразнобой называть времена года, суток, зимние, летние, весенние, осенние месяцы, диких и домашних животных, отличительные признаки насекомых и птиц, узнавать некоторые породы деревьев, виды цветов;
— правильно держать карандаш и кисть при рисовании, знать основные цвета, закрашивать рисунок, не выходя за пределы контура, правильно располагать рисунок на листе, организовывать свое рабочее место;
— составлять декоративную аппликацию, вырезать предметы симметричной формы из бумаги, составлять несложные композиции на листе
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Прием ребенка в «Школу будущего первоклассника» осуществляется на основе подписания личного заявления родителей (лиц, их заменяющих).
Занятия проводятся 1 раз в неделю по субботам (3 занятия по 20 минут с 10-мин. перерывами). Наполняемость группы 10 человек.
Занятия по программам ШБП проводятся в учебных помещениях педагогическими работниками образовательного учреждения.
Организация образовательного процесса в ШБП регламентируется расписанием занятий, утвержденным заместителем директора по учебной работе.
В школе развития используется только качественная оценка усвоения обучающимися образовательной программы.
Детям, обучающимся в ШБП, предлагаются следующие учебно-развивающие занятия:
— развитие речи и подготовка к обучению грамоте;
— подготовка руки к письму;
— математика и логика;
— ознакомление с окружающим миром;
— этика и этикет;
— художественный труд;
— музыка;
— изо;
—лечебная физическая культура;
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Программа «Школы будущего первоклассника» нацелена на подготовку старшего дошкольника к достижению следующих планируемых результатов:
—личностных;
—метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных);
— предметных.
Личностными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих умений:
— определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);
— в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);
— при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;
— понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
— выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
— понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
— высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;
объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему;
— иметь положительную мотивацию к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» (самый желаемый планируемый личностный результат).
Метапредметными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
— учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
— учиться работать по предложенному учителем плану;
— учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
— учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
— учиться отличать верно выполненное задание от неверно выполненного;
— учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
— учиться оценивать результаты своей работы.
Познавательные УУД:
— учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
— учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
— сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);
— классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
— учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
— учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).
Коммуникативные УУД:
— называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
— слушать и понимать речь других;
— учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;
— учиться оформлять свои мысли в устной форме;
— строить понятные для партнера высказывания;
— уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
— совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
— сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
– учиться выполнять различные роли при совместной работе.
Предметными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих умений:
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:
— отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;
— задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;
— рассказывать наизусть небольшое стихотворение;
— конструировать словосочетания и предложения;
— определять количество слов в предложении;
— составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
— выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву;
— делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
— различать звуки и буквы;
— узнавать и различать буквы русского алфавита;
— правильно держать ручку и карандаш;
— аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.
Введение в математику:
— продолжать заданную закономерность;
— называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
— вести счет предметов в пределах 10;
— соотносить число предметов и цифру;
— сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
— составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;
— классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию;
— устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше – позже, вчера – сегодня – завтра;
— распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;
— обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и изображать простейшие фигуры «от руки»;
— ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги.
Общая схема организации занятия (20 мин)
- Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию (3 мин).
Детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднения. Дети сначала фиксируют в речи свои шаги, затем выполняют действия. Необходимое условие – четкое объяснение правил игры. В результате каждый ребенок должен:
— понимать, что от него требуется в игре;
— определить, может он играть в эту игру или не может;
— определить, хочет он играть в эту игру или не хочет.
- Затруднение в игровой ситуации (2 мин).
В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не умеем…). Учитель выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия.
В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.
- Открытие нового знания или умения (6 мин).
Учитель с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия.
- Воспроизведение нового в типовой ситуации (4 мин).
На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового: дети или убеждаются в том, что они справились с заданием, или исправляют свои ошибки.
- Повторение и развивающие задания (3 мин).
- Итог занятия (2 мин).
Дети фиксируют в речи: а) что нового узнали; б) где новое пригодится.
Творческие работы и достижения детей отслеживаются в течение учебного года и накапливаются в портфолио ребенка. Педагогами «ШБП» проводится диагностика в начале и в конце учебного года. Обработанная информация доводится до сведения родителей на собраниях и индивидуальных консультациях.
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте (10 часов)
Содержание
Основной задачей данных занятий является развитие фонематического слуха дошкольников, умения вычленять звуки из слова, производить звуковой анализ слова, сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На занятиях вводятся понятия слово, предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, подбирать слова на заданную букву, рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения, изображать предложение в виде схемы. Ведется подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, обведение по контуру, штриховка в разных направлениях, письмо элементов букв).
Лексическая и грамматическая работа:
— обогащение словарного запаса детей, наблюдение над многозначными словами в речи;
— употребление новых слов в собственной речи, конструирование словосочетаний и предложений.
Развитие связной речи:
— ответы на вопросы, участие в диалоге;
— подробный пересказ текста по зрительной опоре;
— составление рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.
Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:
— знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;
— знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
— выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
— выделение в слове гласных и согласных звуков;
— «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
Обучение звуко-слоговому анализу:
— звуковой анализ состава слогов и слов;
— дифференциация понятий «звук» и «буква»;
— соотнесение букв и звуков.
Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).
Работа по данному содержанию ведется на каждом занятии.
Введение в математику (10 часов)
Содержание
Признаки предметов. Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название. Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с выделенными свойствами.
Отношения. Сравнение групп предметов путем наложения и с помощью графов: равно, не равно, столько же, больше, меньше.
Числа от 1 до 10. Натуральное число как результат счета и мера величины. Модели чисел. Формирование представлений о числах в пределах 10 на основе действий с конкретными предметными множествами.
Счет по образцу и заданному числу с участием анализаторов. Состав чисел от 2 до 10 из единиц и двух мeньших чисел на основе моделирования отношений между частями и целым.
Последовательность чисел. Формирование представлений о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе сравнения предметных множеств (следующее число больше данного на один, предыдущее число меньше данного на один). Различение количественного и порядкового счета, счет в обратном порядке. Знакомство с элементами арабских цифр.
Величины и их измерение. Величины: длина, масса, объем. Деление объекта на равные части с помощью условной мерки и обозначение результатов измерения числовой карточкой, соотнесение результатов измерений с предметами-заместителями.
Простые арифметические задачи на сложение и вычитание. Составление математических рассказов на основе предметных действий, сюжетных рисунков и слуховых диктантов.
Составление и решение простых арифметических задач на нахождение суммы, остатка на основе предметных моделей и иллюстраций множеств, моделирование отношений между частью и целым: объединения частей в целое, выделения части из целого.
Элементы геометрии. Различение и называние геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, прямая, кривая линия, отрезок). Упражнения в обводке заданных геометрических фигур на листе бумаги в клетку.
Различные виды классификаций геометрических фигур.
Элементы логического мышления. Объединение предметов в группы по их назначению, происхождению и т.д. на основе жизненного опыта детей, имеющихся у них ассоциаций.
Простейшие логические построения, закономерности из геометрических фигур.
Ознакомление с пространственными и временными отношениями. Ориентация в пространстве и на плоскости: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже и т.д. Ориентация в пространстве с использованием себя, выбранного объекта в качестве точки отсчета. Формирование временных представлений: утро – день – вечер – ночь, вчера, сегодня, завтра, раньше, позже, ориентация в последовательности дней недели, времен года и месяцев, относящихся к каждому времени года, составление рассказов по сюжетным картинкам.
Работа по данному содержанию ведется на каждом занятии.
Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребенка. В рамках одного занятия представлен широкий спектр различных видов деятельности: групповая работа, игры, самостоятельное выполнение заданий в тетради.
Этика и этикет (социальная адаптация) (10 часов)
Содержание
- Правила знакомства. Этикетные выражения: разрешите представиться, позвольте представить кого – кому, очень приятно, очень рад (-а) и др. Представление взрослых (фамилия, имя, отчество), представление детей (фамилия, полное имя). Рукопожатие взрослых. Наклон головы детей.
- Осознание своего имени. Толкование имён детей, присутствующих в группе (по возможности). Игры и рисунок с именами. Понимание особенностей своего характера, предпочтений. Игры-ассоциации, игры-фантазии. Рисунок «Ладошка». Самовыражение, передача наиболее характерных чет сказочного героя средствами жестикуляции и мимики.
- Осознание себя членом группы, эмпатия друг к другу. Непохожесть людей друг на друга. Восприятие образа ровесника по его внешности и индивидуальным особенностям.
- Установление и поддержание контактов. Умение сотрудничать и решать конфликтные ситуации. Представление о мужественности и женственности. Общение с партнёрами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности.
- Понимание собеседника по выражению его лица, жестам, движению тела. Эмоции: радость, удивление, страх, гнев, горе, интерес. Формирование положительных эмоций. Способность открытому проявлению эмоций социально-приемлемыми способами: словесными, творческими, физическими. Умение понимать свои чувства и чувства других людей.
- Способность снятию тревожных состояний, негативных настроений, ослаблению агрессивности через игру и позитивное поведение. Развитие эмпатии, воображения, выразительности речи и движений.
- Помощь и обучение младших. Умение делиться с друзьями, сочувствовать, сопереживать неудачам друга. Почему нельзя смеяться над неумением или неловкостью товарища. Обучение сверстника недостающим умениям. Способы согласования действий. Улучшение результата, действуя сообща. Помощь сверстнику в выходе из неловкой ситуации. Исправление допущенных ошибок. Поиск путей разрешения ситуации. Проявление отзывчивости. Умение порадоваться за товарища.
- Семья, её состав, взаимоотношения. Интерес к истории семьи. Желание радовать близких добрыми делами и заботливому к ним отношению. Осознание себя полноправным, любимым членом семьи. Умение ценить доброе отношение к детям близких, находить социально-приемлемый выход из конфликтной ситуации.
- Правила поведения во время школьной перемены. Формы общения, просьбы, извинения, благодарности. Деликатность в свободном общении. Дозволенные и недозволенные игры. Умение развлечь себя и других. Разговор на перемене. Хвастовство как нарушение норм общения. Поведение вне класса: в коридоре, в гардеробе. Общение с работниками школы и старшими школьниками. Ситуация взаимопомощи.
- Речевое поведение. Правила поведения за столом. Разговоры за столом. Благодарность, похвала, просьба. Этикетные предписания и запреты. Предметное освоение ситуации в театре (кино, цирке) и специальная лексика.
Разговор в библиотеке. Условия выдачи книг на дом. Бережное отношение к книгам. Речевое поведение в читальном зале. Умение соблюдать тишину.
Поведение в зрительном зале. Вежливая беседа с билетёром. Этикетные контакты со зрителями, запреты. Разговор с соседом.
Окружающий мир
Задачи курса:
— Расширять представления детей об окружающей среде.
— Углублять представления о взаимосвязи живой и неживой природы.
— Формирование экологической культуры.
Тематическое планирование
- Грибы.
Овощи.
Фрукты.
Ягоды. Домашние заготовки.
Осень. Деревья.
- Дикие животные.
Дикие животные готовятся к зиме.
Перелетные птицы.
Зимующие птицы.
- Домашние животные.
Домашние животные и птицы; их детеныши.
- Зима. Зимняя одежда.
Зимние забавы. Новый год.
- Человек. Части тела.
- Транспорт.
Транспорт. Правила дорожного движения.
- Материалы и инструменты.
Профессии. Строительство.
- Защитники отечества.
- Времена года. Календарь. Весна.
Мамин день. Семья.
Ранние признаки весны. Первые цветы.
- Электроприборы. Ателье.
- Весна в природе.
Труд людей весной.
- Космос.
- Посуда. Продукты питания.
- Животные жарких стран.
Творческая мастерская.
Изобразительная деятельность и художественный труд играют важную роль в развитии личности ребёнка, способствуют активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической или пластической форме, развивать мелкую моторику руки.
Задачи:
— развивать целенаправленную деятельность детей и их стремление к созидательной активности;
— воспитывать трудолюбие, усидчивость;
— воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству со взрослым, к собственной деятельности, к её результату;
— формировать у детей позицию созидателя и воспитывать чувство гордости и удовлетворения результатами своего труда;
— способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных впечатлений детей;
— знакомить дошкольников с произведениями изобразительного искусства разных жанров (живопись, скульптура, графика и т.д.);
— развивать воображение и творческие возможности детей, чувство цвета, формы, композиции;
— развивать мелкую моторику рук;
— закреплять навыки пользования ножницами, клеем, кисточками.
Ожидаемые результаты обучения:
Умение использовать в работе различные цвета, подбирать их, смешивать.
Использовать в работе различные техники рисования («ляпанье», мазки, штриховка, разбрызгивание и т.д.)
Использовать в работе различные средства (акварель, цветные карандаши, свечи, восковые мелки и т.д.)
Умение вырезать, подбирать необходимые детали, приклеивать.
Умение правильно и аккуратно работать с клеем, ножницами, бумагой.
Умение работать с пластилином (делать объемные фигуры и плоские изображения), используя различные приемы и способы.
Умение складывать объемные фигуры из бумаги.
Умение совмещать различные виды материалов (пластилин, вата, картон, ватные диски, бумага, салфетки, природный материал и д.р.).
Цель занятий: психологическое сопровождение ребенка дошкольного возраста, направленное на становление его познавательной, мотивационной, коммуникативной и социальной компетентности.
Занятия направлены на:
— развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой, речевой, личностной сфер;
— развитие произвольности поведения;
— снижение уровня тревожных переживаний;
— развитие навыков общения, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и педагогами;
— обучение навыкам овладения собственными переживаниями и эмоциональным состоянием;
— поддержку благоприятного психологического климата, обеспечивающего возможность полноценного личностного развития ребенка.
Диагностика стартовых возможностей ребенка:
— в области знаний – наличный уровень знаний и умений (как ребенок уже может читать, писать, считать);
— в области развития детей – уровень предпосылок учебной деятельности (умение внимательно и точно выполнять последовательные указания взрослого, самостоятельно действовать по его заданию, ориентироваться на систему условий задачи);
— уровень развития памяти, воображения, наглядно-образного мышления, служащего основой для последующего полноценного развития логического мышления, овладения учебным материалом;
— в области структурных компонентов развития личности (уровень сформированности взаимоотношений со взрослыми, произвольность, сформированность взаимоотношений со сверстниками, адекватность самооценки, на основании которых определяется степень готовности учащихся класса к школе (игровой, предучебный, учебный, коммуникативный тип), уровень мотивации.
Методы работы:
— игра;
— беседы;
— рисуночный метод;
— наблюдение;
— методики эмоционального расслабления.
На занятиях в «Школе будущего первоклассника» используются следующие формы работы:
— индивидуальная;
— в парах;
— подгрупповая;
— групповая;
— фронтальная.
Материально- техническая база:
— классное помещение;
— спортивный зал;
— сенсорная комната;
— школьная мебель;
— магнитная доска;
— магнитофон;
— телевизор;
— мультимедийный проектор.
Материалы и пособия, необходимые для занятий:
— рабочие тетради, тетради на печатной основе;
— Букварь;
— письменные принадлежности;
— плакаты;
— предметные и сюжетные картинки;
— игрушки;
Дидактический материал для занятий в «Творческой мастерской»:
— цветная бумага, картон;
— альбомы;
— цветные карандаши;
— акварель;
— ножницы;
— клей;
— кисточки;
— природный материал.
Родителям (законным представителям) детей, обучающихся в ШБП, предлагаются следующие консультации:
— по вопросам воспитания детей в семье и подготовки их к обучению в школе с учителями начальных классов и учителем-логопедом;
— по вопросам здоровья детей с врачами-специалистами;
— индивидуальные консультации по проблемам развития личности ребенка и эффективности его занятий в школе с педагогом-психологом и учителями-дефектологами.
Сотрудничество с родителями
Семья и образовательное учреждение представляют собой два разных института социализации детей. Их воспитательные и образовательные функции различны, но для полноценного развития ребенка необходимо их взаимодействие.
Работа осуществляется по следующим направлениям:
— индивидуальные консультации с родителями, предполагающие повышение их компетентности в области индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;
— тематические родительские собрания;
— участие родителей в образовательной деятельности: посещение занятий, совместное закрепление учебного материала дома;
— помощь в организации досуговых мероприятий.
Готов ли ваш ребенок стать первоклассником?
Середина мая.
Если вашему ребенку седьмой год, значит, настало время подумать о школе. И скорее всего у вас на примете уже есть несколько школ, в которые можно было бы отдать малыша. Но временами охватывают сомнения: а справится ли он с новыми физическими и психологическими нагрузками?
Существует несколько способов определения, готов ли ребенок идти в первый класс.
Первый и самый простой – это ваши собственные наблюдения.
Вы заметили, что ребенок может без особого труда подолгу (не менее 20 минут) выполнять кропотливую работу, требующую сосредоточения внимания, – рисует, лепит, собирает конструктор и т.п. Начатое дело стремится довести до конца. Часто задает вопросы взрослым об окружающем непонятном ему мире. С удовольствием фантазирует и рассказывает различные истории. Легко и быстро запоминает стихи из 4-8 строк, пересказывает сказки и рассказы, которые вы когда-то читали. У малыша есть друзья, с которыми ему нравится играть, он свободно общается со взрослыми. На вопрос: `Хочешь пойти в школу?` – ребенок отвечает: `Хочу, там много нового и интересного, а я научусь писать, читать и т.п.`.
Если вы узнали по этому описанию своего малыша, значит, у вашего ребенка не возникнет лишних проблем с обучением в школе.
Второй способ определить готовность ребенка к школе.
Беседа с педагогами и психологами, работающими в детском саду, поможет вам узнать об особенностях вашего ребенка, которые проявляются только в общении и взаимодействии со сверстниками и педагогами.
Важно получить следующую информацию:
Как ребенок работает на занятиях? Часто ли отвлекается? Точно ли понимает и выполняет задания воспитателя? Замечает и исправляет собственные ошибки? Проявляет активность и самостоятельность или нет? Уверенно и без излишней робости отвечает на вопросы перед группой сверстников? Часто ли, выполняя задания, обращается за помощью? Быстро утомляется или может работать долго? Хорошо ли развита мелкая моторика пальцев рук?
Как ребенок общается со сверстниками? Имеет ли постоянных друзей? Часто ли ссорится и конфликтует? Участвует ли в совместных играх? Умеет ли договариваться с другими детьми? Может ли адекватно исполнять различные роли в играх?
Как ребенок взаимодействует с педагогом? Проявляет ли инициативу в общении или ждет, пока к нему обратятся? При оказании помощи включается в работу или замыкается в себе? Безоговорочно выполняет требования и просьбы взрослых или высказывает собственное мнение? При выполнении задания общается со взрослыми по теме задания или переводит разговор на другие темы? Проявляет ли желание и интерес к познанию чего-то нового?
Если, отвечая на эти вопросы, воспитатели и педагоги дают вашему ребенку положительную характеристику, то можно не сомневаться в психологической готовности малыша к школе. В обратном случае тоже не стоит огорчаться – вам сможет помочь опытный педагог-психолог, который проведет подробную профессиональную диагностику психологической готовности ребенка к школе и даст необходимые рекомендации для родителей и педагогов. Времени еще достаточно, а такие специалисты работают почти в каждом детском саду.
Упражнение на развитие произвольного внимания.
Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. “Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники” Если ребенок переспрашивает, ответить – пусть делает так, как понял. Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.
Упражнение на развитие наблюдательности.
Предложите ребенку игру: “Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность”. Ребенок называет предметы – часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик: Можно провести эту игру в соревновательной форме для группы детей, придумать аналогичные задания.
Игра на развитие памяти.
В эту игру можно играть с ребенком , например, во время длительных поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: “Я положил в мешок яблоки”. Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще: “Я положил в мешок яблоки и бананы”. Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-нибудь от себя. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту.
Игра для тренировки мышления и сообразительности “Как это можно использовать?”
Предложите ребенку игру – найти как можно больше вариантов использования какого либо предмета. Например, Вы называете слово “карандаш”, а ребенок придумывает, как его можно использовать – писать, рисовать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку и т.д.
Тест “Нелепицы” – для оценки образно – логического мышления
Покажите ребенку картинку, на которой изображены разные нелепицы и попросите его внимательно рассмотреть картинку и сказать, что нарисовано неправильно. Попросите малыша объяснить, что именно неверно в этих нелепых ситуациях. На все задание отводится 2 минуты. Хорошо, если ребенок за это время заметит более 8 нелепиц.
Тест, с помощью которого можно определить, хочет ли малыш идти в школу и что его там привлекает:
- Если бы было две школы – одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая только с уроками пения, рисования и физкультуры, – в какой из них ты бы хотел учиться?
- Если бы было две школы – одна с уроками и переменками, а другая только с переменками и никаких уроков, – в какой из них ты бы хотел учиться?
- Если бы было две школы – в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой давали бы сладости и игрушки, – в какой из них ты бы хотел учиться?
- Если бы было две школы – в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все что хочешь, – в какой из них ты бы хотел учиться?
- Если бы в классе у вас заболела учительница и директор предложил бы ее заменить другой учительницей или мамой, кого бы ты выбрал?
- Если бы было две школы – в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, – в какой из них ты бы хотел учиться?
- Если бы мама сказала: “Ты у меня еще совсем маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год”, – согласился бы ты с таким предложением?
- Если бы мама сказала: “Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу”, – согласился бы ты с таким предложением?
- Если бы твой друг (подружка) спросил, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ему ответил?
Проанализируйте ответы ребенка. За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный – 0 баллов. Если ребенок набрал 5 баллов и больше, можно смело сказать, что он внутренне готов к школе.
Хорошо бы понаблюдать за тем, как играет ваш ребенок с детьми, умеет ли играть “по правилам” не только со сверстниками, но и со взрослыми.
Если результаты тестирования вас почему-либо смущают, обратитесь за помощью к специалистам. Может быть, в вашем детском саду есть психолог, который ответит на все ваши вопросы, развеет ваши сомнения.
Тест для будущих первоклассников:
– назови свою фамилию, имя, отчество;
– сколько тебе лет? А сколько будет через год? А через два?
– как зовут твоих родителей?
– утром ты завтракаешь, а днем…?
– сравни самолет и птицу. Что у них общего, чем отличаются?
– футбол, гимнастика, теннис, плавание – это…?
– что нужно сделать, чтобы вода в чайнике закипела?
– нож, что это? Велосипед, что это? Килограмм, что это?
– сравни квадрат и прямоугольник. Что у них общего, чем отличаются? Какие еще геометрические фигуры ты знаешь?
– в какой стране ты живешь? Какой твой адрес?
– береза, дуб, осина – это…?
– каких домашних, диких животных ты знаешь? Почему их так называют?
– у коровы – теленок, у собаки – …, у лошади – …?
– почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?
– огурец, помидор, морковь, свекла – это …?
Посмотрите, с какой группой вопросов ребенку удалось справиться менее успешно, и уделите этой стороне словарного мышления особое внимание.