Стратегия развития системы образования Рязанской области до 2030 года | Кипчаковская средняя общеобразовательная школа

Стратегия развития системы образования Рязанской области до 2030 года

Дата публикации: 19.08.2021

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2030 ГОДА (Скачать)

СТРАТЕГИЯ

РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2030 ГОДА

I. Общие положения

Стратегия развития системы образования Рязанской области до 2030 года (далее – Стратегия) определяет приоритеты, цели, задачи и направления развития и государственного управления отраслью образования в Рязанской области на долгосрочную перспективу.

Стратегия разработана в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Законом Рязанской области от 21 декабря 2016 года № 90-ОЗ «О стратегическом планировании в Рязанской области» и учитывает положения:

Указа Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

Указа Президента РФ от 04.02.2021 № 68 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»;

Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 1 марта 2018 г.;

Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации».

Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666;

Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683;

Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203;

Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. № 2039-р;

Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».

Методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 23 марта 2017 г. № 132.

Стратегия опирается на следующие региональные документы:

прогноз социально-экономического развития Рязанской области на период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Рязанской области от 19 января 2016 г. № 11-р;

бюджетный прогноз Рязанской области на долгосрочный период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Рязанской области от 22 февраля 2017 г. № 79-р;

Схему территориального планирования Рязанской области, утвержденную Постановлением Правительства Рязанской области от 28 октября 2009 г. № 301;

Разработка Стратегии осуществлена министерством образования и молодежной политики Рязанской области при участии общественных и научных организаций Рязанской области, представителей бизнеса, жителей региона.

Источники статистической информации:

Росстат. Официальная статистика;

Аналитический сборник: «Развитие системы образования и реализации государственной молодежной политики на территории Рязанской области», формируемый ежегодно.

Рязаньстат. Официальная статистика.

II. Характеристика и оценка достигнутого уровня и целей развития системы образования Рязанской области

Положения настоящей Стратегии определяют ключевые принципы и требования к системе образования региона, а также ее задачи, направленные на обеспечение высокого качества образования и воспитания, развитие индивидуальных возможностей и конкурентоспособность граждан.

1) Дошкольное образование

В Рязанской области функционируют 313 дошкольных образовательных организаций (из них 307 – муниципальных, 6 – частных), структурное подразделение АНОО «Православная гимназия во имя святителя Василия Рязанского» – православный детский сад «Василек» и дошкольные группы ИП Девятовой. Кроме того, реализация программ дошкольного образования организована в 212 дошкольных группах на базе 109 школ. Общее количество детей, посещающих образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования составляет 46 584 ребенка. Качественным дошкольным образованием охвачены 495 детей инвалидов (из них 309 дети-инвалиды с ОВЗ) и 8725 детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в возрасте от 2-х месяцев до 8-ми лет, что составляет 19,1% от общего количества детей, посещающих ДОУ. На базе дошкольных образовательных организаций созданы 95 логопунктов и 136 психолого-педагогических консилиумов. Кроме того, в дошкольных образовательных организациях функционирует 166 консультационных пунктов и 4 лекотеки, где проводятся занятия, оказывается методическая, психолого-педагогическая, диагностическая и консультативная поддержка, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, не посещающих детские сады, и их родителей.

Доступность дошкольных образовательных услуг для детей в возрасте 1,5-7 лет в Рязанской области составляет 99,3%, от 2 месяцев до 3 лет – 89,2%, 3-7 лет – 99,9%. Дефицит мест в дошкольных образовательных организациях на 1 июня 2021 года составил: для детей в возрасте до 3 лет – 297, для детей 3-7 лет – 31.

В регионе ведется системная работа по увеличению доступности данного вида услуг для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет. За счет средств консолидированного бюджета было создано 1416 дополнительных мест для таких детей, в том числе путем строительства отдельно стоящих зданий яслей и пристроек к имеющимся детским садам. Всего было возведено 15 объектов. Благодаря реализации данных мероприятий Рязанской области удалось повысить доступность дошкольного образования для детей от 1,5 до 3 лет на 7,2%.

В рамках государственной программы Рязанской области «Социальная защита и поддержка населения» (подпрограмма «Доступная среда») в регионе осуществляется создание универсальной безбарьерной среды для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на уровне дошкольного образования. В настоящее время показатель доли дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерной среды полностью достигнут – 67 детских садов (21.4%).

За счет внутренних миграционных процессов в регионе и активного жилищного строительства возникла проблема перенаполняемости действующих детских садов в г. Рязани, Рязанском и Рыбновском районах. Для сохранения 100 процентной доступности дошкольного образования для детей 3-7 лет необходимо возобновить строительство детских садов для всех возрастных групп.

Несмотря на проводимую в регионе работу, основной задачей остается обеспечение всех желающих, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, услугами дошкольного образования.

В настоящее время имеется потребность в проведении капитального ремонта зданий и инженерных сооружений 83 детских дошкольных образовательных организаций. Общие затраты на эти цели составляют более 280 млн. рублей.

В последние годы в Рязанской области развивается негосударственный сектор, который способствует повышению обеспеченности услугами по дошкольному образованию, присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста.

На территории Рязанской области функционируют 6 частных дошкольных образовательных организаций, структурное подразделение АНОО «Православная гимназия во имя святителя Василия Рязанского» – православный детский сад «Василек» и дошкольные группы ИП Девятовой. Данные организации и индивидуальный предприниматель имеют лицензию на ведение образовательной деятельности, их посещают более 667 детей.

Кроме того, услуги по присмотру и уходу за детьми предлагают около 60 индивидуальных предпринимателей. Лицензирование образовательной деятельности в данных мини-детских садах, арендующих помещения в нежилых помещениях многоквартирных домов, затруднено по причине несоответствия действующему санитарному законодательству и противопожарным требованиям.

C целью обеспечения качества образования во всех дошкольных образовательных организациях Рязанской области реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Проводится обновление развивающей среды в детских садах, создаются необходимые психолого-педагогические условия для успешного освоения дошкольниками образовательных программ. В детских садах функционируют кабинеты лего-конструирования, мини-музеи, компьютерные кабинеты, мультстудии, познавательные лаборатории, изостудии, детские театры, игротеки.

Вопрос повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров остается в центре внимания. В настоящее время только 52% педагогов ДОО имеют высшее педагогическое образование. С целью пропаганды имиджа дошкольного образования и обмена опытом в регионе функционирует профессиональный клуб воспитателей Рязанской области «Дошкольная лига». Региональная система дошкольного образования была неоднократно успешно представлена на педагогических площадках различного уровня. Педагоги нашего региона неоднократно становились победителями и лауреатами финала Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России».

С целью совершенствования и развития системы управления качеством дошкольного образования Рязанская область принимает участие в мониторинге качества дошкольного образования (МКДО). Участие в данном мониторинге позволяет отследить выполнение требований нормативно-правовых актов РФ, удовлетворенность потребностей физических и юридических лиц, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, позволяет сформировать надежную основу для инициатив, направленных на устойчивое развитие дошкольных образовательных организаций и системы дошкольного образования в регионе в целом. По последним данным мониторинга степень удовлетворенности качеством образования с точки зрения родителей / законных представителей (по 5-балльной шкале) составляет 4 балла.

 2) Общее образование

На современном этапе развития системы образования Рязанской области основной задачей общего образования является обеспечение его доступности и качества для всех обучающихся в соответствии с их возможностями и потребностями.

В Рязанской области 426 школ, из которых 296 являются юридическими лицами, а 130 филиалами данных общеобразовательных организаций. Во всех учреждениях обучается 112549 человек, в том числе 6829 детей с ограниченными возможностями здоровья. Из общего числа детей с ОВЗ 1822 ребенка учатся в 14 специализированных государственных образовательных организациях, остальные – в рамках инклюзивного образования в областных и муниципальных школах.

Статистика показывает, что наполняемость 287 (67%) школ менее 250 человек, такие организации есть в каждом муниципальном образовании, в том числе в г. Рязани – 4. Между тем, в областном центре, малых городах региона, в отдельных районных центрах проблема переполнености школ остается очень актуальной. На 1 сентября 2020 г. в общеобразовательных организациях Рязанской области продолжили обучение во вторую смену 5345 детей в 23 общеобразовательных учреждениях. Обучение в две смены не позволяет качественно реализовать ФГОС общего образования, ограничивая возможность организации внеурочных видов деятельности обучающихся, качественного предоставления услуг дополнительного образования детей.

Для повышения доступности качественного образования необходимо обеспечить возможность организации всех видов учебной деятельности в одну смену, безопасность и комфортные условия их осуществления. С целью решения данной проблемы в регионе проводится системная работа по созданию дополнительных мест в общеобразовательных учреждениях, в том числе строительство новых школ. За период с 2016 по 2020 годы в области построены и введены в эксплуатацию 9 школ на 4746 мест, три блока начального образования на 550 мест, две пристройки столовых.

Одной из основных проблем является высокий износ объектов образования. В настоящее время 9,7 % школьных зданий в Рязанской области имеют срок эксплуатации свыше 100 лет, 39,6 % – свыше 50 лет, 37,1 % – свыше 30 лет и не отвечают современным требованиям, предъявляемым к таким объектам. Общее количество зданий с уровнем износа свыше 50% и требующих проведения капитального ремонта и реконструкции составляет 146. За последние пять лет в Рязанской области капитальный ремонт проведен в 23 школьных зданиях.

В регионе осуществляется создание универсальной среды для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. В 75 школах, создана безбарьерная среда (пандусы, входные группы, санузлы, специальные учебные места в классных комнатах и библиотеках). Вновь вводимые общеобразовательные организации строятся по новейшим архитектурным проектам, расширяя возможность обучения детей всех категорий здоровья и обеспечивая полноценную интеграцию ребенка-инвалида. Учреждения оснащаются специализированным учебным оборудованием, в том числе для работы педагогов-психологов, логопедов, дефектологов.

В настоящее время в регионе обеспечен подвоз всех детей к месту их обучения. Общее количество обучающихся Рязанской области, нуждающихся в подвозе до общеобразовательной организации и обратно составляет 7770 человек. В ежедневных перевозках детей от места жительства к месту учебы и обратно в 2019/2020 учебном году задействовано 325 единиц школьных автобусов. Подвоз осуществляется по 430 маршрутам. Автобусы соответствуют требованиям ГОСТ, оснащены системами «ГЛОНАСС» и тахографами.

Потребность в школьных автобусах сохраняется постоянно. Автобусы изнашиваются, требуют проведения ремонта, выходят из строя. Кроме того, в связи с оптимизацией сети образовательных организаций возникает необходимость подвоза детей из населенных пунктов, где ранее такой необходимости не было, поэтому автобусы требуются на открытие новых маршрутов. Обновление парка школьных автобусов осуществляется ежегодно за счет средств федерального и областного бюджетов. В период с 2016 по 2020 годы было приобретено 95 школьных автобусов, в том числе за счет средств областного бюджета – 19, федерального бюджета – 76 единиц новых автобусов.

Особое внимание в Рязанской области уделяется сохранению и укреплению здоровья школьников. Из 297 общеобразовательных организаций в 296 – организовано медицинское обслуживание (в ОГБОУ «Центр образования «Дистанционные технологии» из-за особенностей образовательного процесса медицинское обслуживание не предусмотрено). Медицинское обслуживание организовано на базе 238 медкабинетов школ и 59 учреждений здравоохранения на договорной основе.

В государственных и муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных на территории Рязанской области, создана инфраструктура, необходимая для организации бесплатного горячего питания, что позволило обеспечить 100 процентный охват обучающихся 1-4-х классов горячим питанием с 01 сентября 2020 года. Для организации горячего питания в школах области работают 367 школьных столовых и 60 буфетов.

Таким образом, одной из основных задач является сохранение и развитие сети организаций, удовлетворяющих всем современным требованиям, обеспечивающей равный доступ населения к услугам общего образования.

В последние годы произошли серьезные изменения в содержании образования, это связано с внедрением на всех уровнях образования Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Изменилась не только структура, но и методология стандарта. Во ФГОС последовательно реализуется системно-деятельностный подход. Системообразующей составляющей стандарта стали требования к результатам освоения основных образовательных программ, представляющие собой конкретизированные и операционализированные цели образования. Изменилось представление об образовательных результатах – стандарт ориентируется не только на предметные как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты. В соответствии с требованиями ФГОС во всех образовательных учреждениях были обновлены структура и содержание основных образовательных программ, рабочих программ по учебным предметам, приобретены новые учебно-методические комплексы и современное оборудование. Во всех общеобразовательных организациях (100 %) обеспечен доступ к сети Интернет. Образовательные организации объединены в единое образовательное информационное пространство посредством автоматизированной информационной системы «Электронная школа Рязанской области».

С целью повышения качества образования и выполнения требований ФГОС к условиям реализации образовательных программ регион активно принимает участие в мероприятиях национального проекта «Образование». В Рязанской области на базе общеобразовательных организаций создано 98 центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Деятельность данных центров направлена на формирование современных компетенций и навыков у детей. Проводятся мероприятия по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятия физической культурой и спортом. За время реализации проекта были созданы условия для занятия физической культурой и спортом в 139 общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности. Благодаря проводимым мероприятиям доля обучающихся, занимающихся физической культурой и спортом во внеурочное время, увеличилась до 86 %.

В регионе ведется работа по разработке, апробации и внедрению новых образовательных технологий, методов, форм, моделей обучения, направленных на развитие системы образования. Инновационную инфраструктуру составляют инновационные площадки. В Рязанской области функционирует 9 инновационных площадок на базе общеобразовательных организаций, по следующим направлениям: реализация образовательных программ в сетевых формах, информатизация образовательного процесса, экологические проекты, эффективные модели методической службы.

Важным этапом отбора региональных инновационных площадок является участие образовательных организаций в фестивале-конкурсе инновационных проектов и программ, который ежегодно проводится в Рязанской области.

Несмотря по проводимую работу в 12,8% образовательных организаций Рязанской области выявлены низкие образовательные результаты. В данных образовательных учреждениях обучается 3992 ребенка. Большинство из этих школ расположено в сельской местности на значительном удалении от областного и районных центров, 13% из них являются полнокомплектными. В деятельности данных школ выявлены следующие проблемные поля:

– недостаточная предметная и методическая компетентность педагогов;

– низкая эффективность управления в школе, в том числе низкая мотивация руководства образовательной организации, недостаточно развитое профессиональное взаимодействие в педагогическом коллективе, низкое качество адаптации мигрантов, преодоления языковых и культурных барьеров;

– проблемы обеспечения благоприятного «школьного уклада», включая низкую вовлечённость учителей в образовательный процесс, низкую учебную мотивацию школьников, низкий уровень дисциплины в классе.

С целью получения методической помощи данные организации участвуют в федеральном проекте 500+ и проекте регионального уровня 62+. В рамках реализации проектов осуществляется тьюторское сопровождение, проводятся тематические вебинары, консультаций по отдельным аспектам профилактики проблемных полей, которые позволят снизить уровень учебной неуспешности школьников, определить особенности управления школами.

Кроме того, в регионе ежегодно выявляются более десяти школ, в которых выявлены признаки необъективности. Деятельность таких школ находится на особом контроле.

Необходимо обратить внимание, на невысокий процент обучающихся, изучающих углублено отдельные учебные предметы, на всех уровнях общего образования он составляет только 9,9 % от их общего числа. Естественнонаучные предметы углублено изучают – 1,7%, математику – 3%, предметы гуманитарного профиля – 22%. Только 8 % всех общеобразовательных организаций обеспечивает углубленную подготовку по отдельным учебным предметам. Данная ситуация негативно влияет на уровень подготовки обучающихся по естественнонаучному и математическому профилю и как следствие невысокие средние баллы по данным учебным предметам. В связи с этим необходимо уделить пристальное внимание преподаванию математики, химии, биологии на всех уровнях образования, особенно в старших классах, непрерывному повышению квалификации учителей-предметников, усилению мотивации обучающихся к изучению предметов данного профиля, в том числе проведение профориентационной работы.

Важной составляющей реализации прав на образование детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью является создание системы психолого-педагогической помощи обучающимся. Ведущую роль в решении вопросов своевременного выявления детей с ОВЗ, проведения их комплексного обследования, подготовки рекомендаций и определения форм их дальнейшего обучения и воспитания играют психолого-медико-педагогические комиссии. В области функционируют областная ПМПК и две муниципальные ПМПК (г. Рязань, Пронский район). В регионе работает государственное казенное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» и 10 муниципальных Центров, оказывающих данный вид помощи.

Основной проблемой практически всех образовательных организаций остается работа по раннему выявлению и коррекции отклонений в развитии ребенка. С целью повышения эффективности данной деятельности и выстраиванию единой региональной системы по оказанию психолого-педагогической помощи обучающимся необходимо в каждой школе создать психолого-педагогический консилиум и организовать работу по сетевому взаимодействию между различными организациями, осуществляющими деятельность в данном направлении. Только своевременная совместная работа педагогов школы, специалистов ПМПК и родителей смогут обеспечить достижение ребенком таких результатов обучения и уровня развития, которые позволят ему успешно адаптироваться в современном обществе и состоятся в профессии.

В настоящее время в регионе сформирована региональная система оценки качества образования (РСОКО), которая является частью единой системы оценки качества образования (ЕСОКО) Российской Федерации. Система оценки качества школьного образования в настоящее время является многоуровневой, состоящей из нескольких процедур.

Первая важная процедура этой системы – единый государственный экзамен (ЕГЭ), который является обязательным для всех выпускников школ с 2009 года.

Анализ результатов единого государственного экзамена в Рязанской области за период с 2016 по 2020 годы показал, что

самые популярные предметы по выбору – обществознание, физика, биология, история, химия, что напрямую связано с выбором будущей профессии выпускников;

положительная динамика среднего балла по литературе, информатике и ИКТ, профильной математике, географии, русскому языку, физике, истории, обществознанию;

отрицательная динамика среднего балла – в отношении иностранных языков и химии;

доля выпускников, не получивших аттестат о среднем общем образовании остается стабильной на протяжении последних пяти лет и составляет 0,4%.

Вторая важная процедура системы оценки качества образования – государственная итоговая аттестация 9-х классов (ГИА-9).

Среди предметов по выбору наибольшее предпочтение девятиклассники отдают на протяжении последних трех лет обществознанию, географии, информатике и ИКТ. Несмотря на уверенность выпускников в своих знаниях по данным предметам, следует отметить увеличение доли неудовлетворительных результатов по географии, по обществознанию.

Доля выпускников, показавших высокое качество знаний по русскому языку – 74 %, по математике – 55%. Процент участников ОГЭ по русскому языку, получивших неудовлетворительный результат, остается относительно стабильным на протяжении 5 последних лет и составляет 0, 65% от общего количества участников. Доля обучающихся, не сдавших математику, составляет в среднем 3, 3%.

Промежуточные срезы знаний обучающихся проводятся по разным предметам и в разных классах при помощи национальных исследований качества образования (НИКО) и всероссийских проверочных работ (ВПР). Ежегодные результаты ВПР несколько выше показателей по России. Результаты участников НИКО в целом сопоставимы или незначительно превышают показатели по Российской Федерации. В части достижения личностных и метапредметных результатов выявлено недостаточное развитие критического мышления и речи.

Ежегодно проводится мониторинга эффективности деятельности муниципальных органов управления образованием Рязанской области. В результате анализа выявляются муниципалитеты – лидеры, критерии оценки постоянно актуализируются.

Рязанская область принимает участие в оценке механизмов управления качеством образования, проводимой Федеральным институтом оценки качества образования. Данный мониторинг дает возможность оценить управленческие механизмы по различным критериям: качество подготовки обучающихся; система работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у детей и молодёжи и др. По результатам данного мониторинга проводится анализ эффективности управленческой деятельности и организовано ее сопровождение.

3) Дополнительное образование. Организация отдыха и оздоровления детей.

В целом региональная система дополнительного образования стабильно развивается. В сфере образования функционируют 76 учреждений дополнительного образования, в которых занимаются 65287 детей в возрасте от 5 до 18 лет. Количество объединений составляет 3159.

Инфраструктура дополнительного образования региона постоянно совершенствуется. В период с 2016 по 2020 годы в рамках национального проекта «Образование» созданы: детский технопарк Кванториум «Дружба» (2017 год), региональный модельный центр дополнительного образования (2018 год), Центр цифрового образования «ИТ-куб» (2019 год), Мобильный Кванториум (2020 год).

В 2021 году в рамках реализации национального проекта «Образование» планируется открытие Центра выявления и поддержки одаренных детей, Кванториума на базе средней школы 60/61 г. Рязани.

Открытие новых учреждений дополнительного образования повлияло на увеличение охвата детей дополнительными общеобразовательными программами технической направленности. С 2016 г. численность обучающихся, занимающихся в объединениях и научных обществах технического творчества, выросло на 35,5%.

В целях обновления содержания и методов обучения в Рязанской области в 2018 году разработана и внедряется Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования. Ее основные компоненты – региональный межведомственный совет, региональный модельный центр, сеть муниципальных опорных центров, персонифицированное финансирование.

Запись на обучение по программам дополнительного образования осуществляется через информационную систему Навигатор. В настоящее время в Навигаторе зарегистрировано 619 учреждений, 177292 пользователя, 83703 детей. Внедрение информационной системы «Навигатор дополнительного образования детей» позволило увидеть реальную картину по охвату детей дополнительным образованием. По итогам 1 полугодия 2021 года программами дополнительного образования различной направленности охвачено более 59% детей.

В рамках Целевой модели реализовано 99718 сертификатов ДО детей. Из них 29742 сертификатов персонифицированного финансирования.

Ведется постоянная работа по наполнению регионального межведомственного банка эффективных практик в системе дополнительного образования детей. Сегодня в нем представлено около 120 региональных инноваций.

Областные учреждения дополнительного образования выполняют функцию методических центров по различным направленностям дополнительного образования, реализации инновационных проектов и программ.

К примеру, ОГБУДО «Детский эколого-биологический Центр» является ресурсным центром естественнонаучной направленности по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. ОГБУДО «Ресурсный центр дополнительного образования» в рамках реализации инновационного проекта «Движение без опасности» совместно с УИ ГИБДД создана Лаборатория безопасности, педагогами которой проводятся выездные занятия по правилам безопасного поведения на дорогах, мастер-классы, онлайн-викторина «Дорога безопасности», семинары для педагогов ОБЖ, семинары-практикумы для педагогических работников, мероприятия в рамках социальной кампании «Внимание на дорогу».

Основные проблемы сферы дополнительного образования:

– отсутствие лицензии на дополнительное образование в образовательных учреждениях (лицензию на дополнительное образование имеют 80 % общеобразовательных школ и 43 % детских садов);

– содержание ряда дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ обучения не соответствует современным запросам потребителей услуг;

– большинство сельских учреждений дополнительного образования требуют капитального ремонта;

– наблюдается дефицит современного оборудования, нехватка площадей, учебных пособий, компьютерной техники, нет обеспечения качественной интернет связи для реализации высокотехнологичных программ.

В регионе ведется работа по совершенствованию механизма организации отдыха и оздоровления детей. Организация отдыха и оздоровления детей в Рязанской области осуществляется круглогодично. В реестр организаций отдыха и оздоровления включены 425 организаций, в том числе 334 лагеря с дневным пребыванием, 67 лагерей труда и отдыха, 4 палаточных, 20 загородных лагерей. Система финансирования отдыха и оздоровления детей строится на привлечении средств из всех возможных источников: областного и муниципальных бюджетов, средств организаций и родителей. В детских оздоровительных организациях Рязанской области ежегодно оздоравливаются свыше 50 тыс. детей, из них в частных – свыше 7 тыс. детей. Конкурентная среда в сфере услуг детского отдыха и оздоровления характеризуется доминированием организаций, находящихся в областной и муниципальной собственности. В период с 2016 по 2020 годы сохранены и переданы в областную собственность 3 организации детского отдыха.

В целях развития негосударственного сектора на рынке детского отдыха и оздоровления, а также сохранения и развития существующей системы отдыха и оздоровления детей в Рязанской области, повышения удовлетворенности населения данными услугами реализуются меры поддержки организаций отдыха детей и их оздоровления Рязанской области путем участия частных организаций в конкурсных процедурах на оказание услуг по отдыху и оздоровлению детей, оказания методической помощи в создании современных условий для отдыха и оздоровления.

Инфраструктура сферы отдыха и оздоровления детей региона постоянно совершенствуется. В рамках частно-государственного партнерства построен новый спальный корпус в лагере «Сказка». В 2019 году в детском оздоровительном лагере «Сатурн» завода «Красное знамя» построены два новых современных корпуса на 160 мест. В соответствии с государственной программой «Доступная среда» созданы элементы безбарьерной среды в лагере «Серебряные пруды», центре «Колос», центре «Солнечный». В лагере «Орбита проведен капитальный ремонт столовой, в «Лучезарном» – спального корпуса и создан веревочный парк для детей.

Вместе с тем, ежегодно встает вопрос о закрытии организаций отдыха и оздоровления детей, находящихся в частной собственности. Материально-техническая база лагерей, построенных 50-60 лет назад, не соответствует современным требованиям, предъявляемым к организации детского отдыха.

Для развития инфраструктуры и увеличения охвата детей качественным отдыхом необходимы строительство новых жилых корпусов в муниципальных детских лагерях «Сказка», «Смена», «Олимпийский», областном лагере «Дружба», реконструкция столовых в муниципальном лагере «Ласточка», «Сатурн», областном лагере «Серебряные пруды», ремонт подъездных путей к лагерям, «Ласточка», «Звездный», газификация лагеря «Ласточка».

На долгосрочную перспективу ставится задача развития инфраструктуры детского отдыха, укрепления материально – технической базы, в том числе и за счет привлечения внебюджетных средств.

4) Профессиональное образование

Система профессионального образования Рязанской области представлена 42 образовательными учреждениями двух уровней: среднего профессионального (29) и высшего (13), имеющих различную подчиненность: федеральную – 12 учреждений; региональную – 27 учреждений; 3 являются негосударственными учреждениями.

В Рязанской области на уровне среднего профессионального образования работают 29 учреждений профессионального образования, из них 23 находятся в ведении министерства образования и молодежной политики Рязанской области, 1 – Министерства здравоохранения Рязанской области, 3 – Министерства культуры и туризма Рязанской области, 1 – Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, 1 является негосударственной организацией и 8 учреждений высшего образования (РГМУ, РГРТУ, РГАУ, филиал МГУПС, филиал МПУ, филиал ВШНИ, филиал МУ им. С.Ю. Витте, Сасовский филиал УИГА им. Б.П. Бугаева).

Всего обучается 25 031 чел. (бюджет – 19 185 (76,6%), внебюджет – 5846 (23,4%). Следует отметить, что за последние три года интерес у родителей и выпускников к получению образования в учреждениях профессионального образования возрос, что подтверждается ежегодным выполнением контрольных цифр приема. В 2020 г. программы среднего профессионального образования выбрали 69% выпускников 9 классов.

В регионе реализуются 122 программы среднего профессионального образования: 88 программ подготовки специалистов среднего звена и 34 программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих. Также ведется подготовка по 10 программам профессионального обучения.

Направления подготовки ежегодно устанавливаются в соответствии с прогнозной оценкой рынка труда Рязанской области на 7 летний период и предложениями ЦИОГВ.

Объем контрольных цифр приема (бюджетных мест) по профессиям и специальностям, входящим в общероссийский и региональный перечни востребованных и перспективных профессий и специальностей со средним профессиональным образованием (ТОП-50 и ТОП-регион), составил в 2018 году – 2786 мест (57% от общего объема КЦП), в 2019 году – 2979 мест (63% от общего объема КЦП), в 2020 году – 3845 мест (73% от общего объема КЦП). Некоторые профессии и специальности входят одновременно и в Топ-50, и в ТОП-регион.

Востребованность выпускников учреждений профессионального образования на прямую связана с качеством их подготовки, соответствии требованиям рынка труда. Обновление материально-технической базы образовательных организаций Рязанской области – основа подготовки высококвалифицированных специалистов, отвечающих требованиям работодателей.

Министерство планомерно ведет работу по созданию современной инфраструктуры региональной системы среднего профессионального образования с привлечением федеральных средств на эти цели, в том числе реализуя мероприятия национального проекта «Образование»:

– в 2016 году создана базовая профессиональная образовательная организация, обеспечивающая поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов;

– в 2018 году создана региональная площадка сетевого взаимодействия 5 колледжей по направлению Информационно-коммуникационные технологии;

– в 2019 году в 1 колледже оборудованы 5 мастерских для кластера машиностроения;

– в 2020 году – в 4 колледжах оборудовано еще 19 мастерских для IT-кластера, сферы услуг и дизайна, строительства, социальной сферы;

– в 2021 году на базе 2 областных колледжей будут оборудованы 8 мастерских для сельского хозяйства и сферы услуг и создан центр опережающей профессиональной подготовки.

С 2016 г. ежегодно проводятся региональные этапы Национальных чемпионатов «Молодые профессионалы» и «Абилимпикс», сборные региональные команды принимают участие в отборочных и финальных соревнованиях Национальных чемпионатов.

Регион уверенно наращивает качественное участие в соревнованиях такого уровня. Если в 2017, 2018 году в национальном финале Рязанская область была представлена одной компетенцией, 2019 – двумя, то в 2020 уже четырнадцатью компетенциями. В 2017, 2018, 2019 годах было по одному медальону за профессионализм, 2020 год принёс шесть медальонов в Национальном финале и четыре в отборочных соревнованиях. В 2020 году рязанские участники заработали две серебряные медали в компетенциях «Администрирование отеля» и «Портной». В общем медальном зачете среди субъектов РФ Рязанская область заняла 16 место.

В рейтинге «Кубок регионов России» в зачёте региональных сборных субъектов Российской Федерации и образовательных организаций по итогам Финала VIII Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в дистанционно-очном формате. Рязанская область поднялась в рейтинге с 65 места в 2019 г. на 37 в 2020 г.

В образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования реализуются элементы практико-ориентированной (дуальной) модели обучения во всех учреждениях профессионального образования работодатель участвует в разработке образовательных программ, в работе государственных экзаменационных комиссий, студенты проходят практику в части обучения на рабочем месте на производстве.

Обучающиеся профессиональных образовательных организаций проходят ежегодно производственную и преддипломную практику по профилю специальности на предприятиях города Рязани и области в том числе на базе малого и среднего бизнеса около 8000 человек.

В рамках формирования кадрового потенциала учреждений профессионального образования для проведения обучения и оценки соответствующей квалификации по стандартам Ворлдскиллс обучающихся за последние 5 лет прошли повышение квалификации мастера производственного обучения по стандартам Вордлскиллс – в 2016 году – 8 чел.; в 2017 году 24 чел.; в 2018 году – 43чел; в 2020 году – 148 чел.; в 2021 году – установлена квота 41 чел. Подготовлено для проведения демонстрационного экзамена в 2020 году 252 эксперта по 47 компетенциям, в т.ч. 25 от предприятий. В целях проведения региональных этапов Национальных чемпионатов «Молодые профессионалы» и «Абилимпикс» в 2020 году прошли обучение 63 региональных эксперта по 47 компетенциям «Молодые профессионалы» и 33 региональных эксперта по 14 компетенциям «Абилимпикс».

Одним из значимых показателей выполнения Национального проекта «Образование» с 2021 года является «Доля выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, занятых по виду деятельности и полученным компетенциям» – 62,4 % по Рязанской области.

В соответствии с мониторингом среднего профессионального образования 2020 года удельный вес численности выпускников, завершивших обучение по образовательной программе СПО, трудоустроившихся в первый год после завершения обучения от общей численности выпускников учреждений Рязанской области составляет 65,38%. По Российской Федерации этот показатель составляет 58,12%.

5) Система воспитания. Обеспечение возможности самореализации и развития талантов у детей и молодежи

Последние 5 лет в области формируется система воспитания, направленная на создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций и отвечающая социальным потребностям общества.

Важнейшим направлением воспитательной работы в регионе стало вовлечение детей и подростков в социальную значимость. В 2016 году созданы региональные отделения Российского движения школьников и Юнармии. В настоящее время в их работу вовлечено около 50 тыс. школьников. Образовательные организации региона активно участвуют в проектах РДШ и Юнармии конкурсах, фестивалях, форумах, спортивных играх, проводимых на федеральном и региональном уровнях. Все реализуемые мероприятия направлены на всестороннее развитие личности и вовлечение подростков и молодежи в социальные активности.

Новые возможности для самореализации дает Всероссийский конкурс «Большая перемена», который в 2020 году проводился для школьников по инициативе администрации Президента Российской Федерации. Особенность Конкурса состояла в том, что учитывалась в состязаниях не учебная успешность, а общий уровень эрудиции и сформированность социальной, личностной, коммуникативной, информационной и нравственной компетенций у школьников.

От Рязанской области в дистанционной части Конкурса приняло участие 5385 школьников, что составляет 18 % от общего числа обучающихся старших классов в регионе, активное участие приняли представители всех муниципалитетов области. По итогам финала Конкурса победителями стали 5 школьников из города Рязани.

С 1 сентября 2020 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам организации воспитательной работы, которые задают новый формат построения воспитательного пространства в образовательных организациях. Каждая школа, разрабатывая свою уникальную рабочую программу воспитания и календарный план работы, должная учитывать проблемы в области воспитания, поставленные современной социокультурной ситуацией.

Важная роль в реализации воспитательных программ отводится педагогам, многие из которых не владеют современными технологиями работы, не готовы к личностно-ориентированному подходу в воспитании подрастающего поколения. Необходимо вести постоянный поиск новых, интерактивных форм, активнее работать в социальных сетях, повышать профессиональный уровень педагогов, в том числе их психолого-педагогические компетенции.

Не всегда выполняет свои воспитательные функции семья, остро стоит вопрос повышения ответственности родителей за воспитание детей. В рамках регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» для родителей различными специалистами проведено более 60 тыс. консультаций, направленных на формирование у них родительских компетенций.

На постоянном контроле находится профилактическая работа с подростками группы риска. С целью их выявления проводится постоянный мониторинг социальных процессов и настроений в ученической и студенческой среде, формируются банки данных о несовершеннолетних, являющихся членами неформальных молодежных объединений, футбольными фанатами, подростках, склонных к деструктивному поведению. Наряду с просветительской работой педагогами разрабатываются программы социальной адаптации, психолого-педагогической коррекции поведения, учитывающие личностные особенности. К этой работе привлечены школьные психологи и социальные педагоги, а также специалисты центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

В регионе проводится работа с одаренными и талантливыми детьми и молодежью, которая представляет собой комплекс мероприятий, направленных на их выявление, развитие и поддержку. Эта деятельность осуществляется в рамках подпрограммы «Одаренные дети» государственной программы Рязанской области «Развитие образования и молодежной политики».

Создана и реализуется региональная модель выявления и сопровождения детей, проявляющих выдающиеся способности. Проводится интеграция учреждений дополнительного образования, общеобразовательных школ, вузов по вопросу развития одаренности детей, организуются учебно-тренировочные сборы для победителей школьного, муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников на базе загородных оздоровительных учреждений, создаются и функционируют сети центров для одаренных детей.

На базе ОГБУ ДПО «Рязанский институт развития образования» создана единая база данных одаренных детей.

Ежегодно проводится более 80 областных фестивалей, смотров, конкурсов с общим охватом более 20 тыс. человек.

Обучающиеся принимают активное участие в заключительных этапах различных олимпиад: МГУ имени Ломоносова; олимпиады по основам православной культуры, олимпиады по финансовому рынку, дистанционной олимпиады по физике «Шаг в физику», всероссийской физико-математической олимпиады «Росатом», олимпиады Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность», демонстрируют высокие результаты на федеральном уровне.

Самым массовым мероприятием по выявлению одаренных детей                             является всероссийская олимпиада школьников.

В школьном этапе олимпиады ежегодно принимают участие 40 тысяч обучающихся 5-11 классов, т.е. более 60 % обучающихся 5-11 классов региона. До муниципального этапа доходят 10 тысяч обучающихся, в региональном демонстрируют свои знания по предметам около 1300 человек.

Победители, призеры по двум и более предметам регионального этапа всероссийской олимпиады школьников награждаются стипендией Губернатора Рязанской области в размере 15 тыс. руб.

Ежегодно обучающиеся региона становятся победителями/призерами заключительного этапа олимпиады.

Несмотря на практически равное количество участников от Рязани (55 %) и муниципальных образований Рязанской области (45 %) лучшими по итогам регионального и заключительного этапов чаще становятся обучающиеся г. Рязани.

Анализ выполнения олимпиадных заданий показал низкий уровень подготовки учащихся по предметам физико-математического, естественно-научного цикла. Так, ни один участник регионального этапа олимпиады по математике не выполнил все задания первого, второго тура олимпиады (10 заданий), лишь 4 обучающихся (из 88 участников) смогли правильно выполнить 6 заданий олимпиады. Также, низкие результаты выполнения показаны по физике, химии, биологии, астрономии.

Проводится совместная работа по выявлению и развитию одаренности детей с ведущими рязанскими вузами. Профориентационная работа, сетевое взаимодействие с учреждениями дополнительного образования. Примером является реализация сетевого образовательного проекта «Агрошкола», реализуемого ОГБУДО «Детский эколого-биологический центр» совместно с ФГБОУ ВО «Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева». Обучение организовано по четырем направлениям: «Агрономия», «Ветеринария и зоотехния», «Лесное дело», «Агроинженерия». Выпускники «Агрошколы», успешно освоившие образовательную программу, получают сертификаты о дополнительном образовании и рекомендации для поступления в вуз.

На базе ОГБУ ДПО «Рязанский институт развития образования» создана областная очно-заочная физико-математическая школа (далее – Школа) для одаренных школьников. Школа реализует двухгодичную программу для 80 одаренных школьников 8 – 11 классов по математике, физике, информатике.

Большим шагом в развитии одаренности детей станет открытие 1 сентября 2021 г. Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей (далее – Центр). На базе Центра буду организованы профильные смены, обучающие интенсивы с ведущими педагогами области, приглашенными специалистами для учеников Рязанских и областных школ. По направлению «Наука» планируется создание 4-х исследовательских лабораторий, в которых обучающиеся будут углубленно изучать предметы физико-математического, естественно-научного цикла, заниматься проектной деятельностью.

6) Молодежная политика

В настоящее время в Рязанской области проживает 281 150 молодых людей в возрасте от 14 до 35 лет. Из них ежегодно более 90 000 человек участвуют в молодежных событиях и акциях. Государственная молодежная политика в Рязанской области реализуется по 16 основным направлениям.

В регионе в настоящее время существует следующая нормативно-правовая база, регламентирующая исполнение полномочий по реализации молодежной политики:

–     Закон Рязанской области от 12 сентября 2013 года № 51-ОЗ «О регулировании отдельных отношений в сфере государственной молодежной политики в Рязанской области»;

–     Закон Рязанской области от 20.05.2015 № 24-ОЗ «Об отдельных вопросах патриотического воспитания граждан в Рязанской области» в целях совершенствования процесса патриотического воспитания населения Рязанской области»;

–          Закон Рязанской области от 28 декабря 2018 года № 111 – ОЗ «О регулировании отдельных вопросов в сфере добровольчества (волонтерства) в Рязанской области».

На сегодняшний день в добровольческую деятельность в Рязанской области вовлечено более 84 тысяч человек. На данный момент в регионе успешно работают более 640 волонтерских объединений по различным направлениям добровольческой деятельности: региональные отделения Всероссийских общественных движений «Волонтеры Победы» и «Волонтеры – медики», «Студенческого корпуса спасателей», уникальное в своем роде «Звёздное движение» Рязанской области, а также другие общественные организации региона. В 2020 году в 48 «Звездном» походе участвовали 14 отрядов, в состав которых вошли 310 участников.

С 2019 года Рязанская область реализует региональную составляющую федерального проекта «Социальная активность» национального проекта «Образование», который направлен на развитие добровольчества (волонтерства), путем поддержки общественных инициатив и проектов. Региональная составляющая представляет собой комплексную программу развития добровольчества до 2024 года, на реализацию которой в 2019 году регион получил субсидию в размере 8 355 100 рублей в рамках Всероссийского конкурса лучших региональных практик поддержки волонтерства «Регион добрых дел». В 2019 году на средства субсидии успешно реализовано 17 практик поддержки добровольчества, которые признаны эффективными в своей отрасли и рекомендованы к дальнейшему масштабированию. В 2020 году достигнуты все показатели результатов, установленные федеральным проектом для региона. В 2021 году направлена заявка для участия в конкурсе по предоставлению субсидии на реализацию проекта в регионе.

В Рязанской области на протяжении 11 лет успешно функционируют региональные советы молодых специалистов (далее – Советы). Основные задачи деятельности Советов – это повышение престижа профессий, помощь молодым специалистам в трудоустройстве, научной деятельности, повышение уровня гражданской ответственности в сфере деятельности.

В 2020 году социальная выплата на приобретение (строительство) жилья была предоставлена 111 молодым семьям.

В 2020 году начал свою работу Центр по мониторингу сетевых ресурсов по защите детей и молодежи от Интернет-угроз, нацеленный на выявление контента в социальных сетях, связанного с суицидальными проявлениями, кибербуллингом, распространением криминальной субкультуры и другими деструктивными тенденциями в молодежной среде.

В 2020 году назначены именные стипендии Губернатора Рязанской области 70 молодым людям. В 2020 году лауреатами премий Губернатора Рязанской области «Молодой ученый года» стали 18 молодых ученых региона.

В 2020 году молодежь привлекла в регион за счет участие в федеральных конкурсах проектов 52 024 000 руб. Также в целях поддержки реализации молодежных Ежегодные гранты Губернатора Рязанской области были предоставлены 34 молодым людям в возрасте от 18 до 30 лет.

В целях создание продуктивной неформальной образовательной среды для развития творческого, интеллектуального, духовного потенциала молодежи в 2020 году была реализована в смешанном формате образовательная программа «Неформальные образовательные треки для молодежи и специалистов, реализующих государственную молодежную политику». Обучение по программе прошли 150 человек.

В 2020 году, в Год памяти и славы патриотические мероприятия были объединены акцией «Эстафета Победы». Акция «Эстафета Победы» включила в себя содействие организации мероприятий «Бессмертный полк», проведение онлайн «Парка Победы», «Диктанта Победы», молодежного патриотического форума и патриотического лектория «Звезда». Всего в регионе в рамках Года памяти и славы проведено 15 областных и 60 муниципальных акций, конкурсов, военно-спортивных игр.

Анализ работы в сфере молодежной политики показал, что одной из проблем отрасли является отсутствие типовой инфраструктуры.

Внедрение универсальной модели региональной инфраструктуры, которая будет представлять из себя минимальные требования к организационно-штатному обеспечению (инфраструктурный минимум), позволит повысить эффективность сферы молодежной политики.

В современных условиях ощущается острый дефицит квалифицированных специалистов сферы молодежной политики.

На территории Рязанской области не расположены образовательные организации, осуществляющие подготовку кадров по специальности «Организация работы с молодежью», однако с 2018 года на базе Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина» ведется набор студентов по направлению подготовки «педагогическое образование» профиль «История и организация детского движения». В органах управления реализацией государственной молодежной политикой работают сотрудники с профессиональным образованием разного профиля, преимущественно с педагогическим, также, как правило, это активисты детских и молодежных общественных организаций, выросших в региональной молодёжной повестке.

7) Кадровое обеспечение отрасли

Приоритетными направлениями кадровой политики в области образования являются:

–       обеспеченность педагогическими кадрами образовательных учреждений всех видов и типов;

–       развитие системы мониторинга кадрового потенциала и кадровых потребностей образовательной системы;

–       введение качественно новой системы подготовки педагогических кадров;

–       разработка и внедрение новых систем стимулирования и мотивирования кадров;

–       обеспечение социальной защиты педагогических работников;

–       совершенствование системы аттестации работников образования как инструмента мотивирования профессионального роста.

Педагогические кадры

В Рязанской области работают около 17,5 тысяч педагогических работников (4534 – в дошкольных образовательных организациях, 9149 – в общеобразовательных организациях, 2 279 – в организациях дополнительного образования, 1424 – в профессиональных образовательных организациях), из них 71,4% – с высшим образованием, 64,2% имеют первую и высшую квалификационные категории.

Более половины учителей общеобразовательных организаций имеют педагогический стаж 20 лет и более, что свидетельствует о стабильности основной части учительского корпуса. Более 80% педагогических работников находятся в возрасте 35 лет и старше.

В образовательных организациях региона сохраняется высокая потребность в кадрах. По состоянию на 1 марта 2021 года количество вакансий в образовательных организациях Рязанской области составляет 454 единицы, что на 88 больше, чем в марте 2020 года. Наибольшее число вакансий сохраняется в сельской местности. Наиболее востребованы специальности: учитель иностранного языка, учитель математики, учитель русского языка и литературы, учитель физики, учитель начальных классов. Заполнение вакансий осуществляется посредством распределения педагогической нагрузки среди работающих педагогов, за счет чего педагогическая нагрузка на педагога в среднем по области остается достаточно высокой.

Для привлечения молодых специалистов в образовательные организации Рязанской области на региональном уровне предусмотрены меры социальной поддержки:

–       предоставление молодым специалистам единовременных выплат в размере 10 тыс. рублей и грантов для молодых учителей из сельской местности в размере до 50 тыс. рублей (2 человека ежегодно);

–       предоставление компенсаций расходов на оплату жилых помещений, отопления, газоснабжения специалистам, работающим и проживающим в сельской местности и рабочих поселках, как для муниципальных, так и для областных образовательных организаций.

На 1 января 2021 года доля молодых специалистов в образовательных организациях составляет 12%. Наибольшее количество молодых специалистов работают в образовательных организациях Рязанского муниципального района – 16,7%, города Рязани – 15,9%, города Скопина – 12,7%.

Одной из приоритетных задач системы образования Рязанской области остается привлечение в отрасль молодых специалистов путем организации целевого обучения с последующим трудоустройством. В 2020-2021 учебном году в рамках договора о целевом обучении в Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина обучается 244 студента. Результатом работы по улучшению кадровой ситуации в системе образования Рязанской области стало увеличение конкурса на педагогические специальности в организациях, готовящих кадры по педагогическим направлениям, увеличение количества молодых специалистов, трудоустроившихся в образовательные организации.

Несмотря на имеющуюся нормативно-правовую базу, направленную на предоставление мер социальной поддержки и материального стимулирования педагогических работников, престиж профессиональной деятельности педагога не отвечает запросам, прежде всего, самого педагогического сообщества, эффективность существующих гарантий является недостаточной и зачастую неактуальной.

Во исполнение Послания Президента Российской Федерации
В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года начиная с 2020 года реализуется программа «Земский учитель», в соответствии с которой учителю, прибывшему (переехавшему) на работу в сельские населённые пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, предоставляются единовременные компенсационные выплаты в размере 1 млн. рублей. Реализация данной программы позволит привлечь специалистов в села и небольшие города, решить проблему дефицита учителей в сельской местности, обеспечить школы квалифицированными специалистами по востребованным специальностям.

Одной из форм профессионального развития педагогов является участие в профессиональных конкурсах. Педагогические работники образовательных организаций успешно участвуют в федеральных конкурсах «Учитель года России», «Воспитатель года России», «Педагогический дебют», «Учитель здоровья».

Важная роль в укреплении кадрового потенциала системы образования сегодня отводится методической работе.

На базе Областного государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (далее – РИРО) созданы региональные предметные клубы – профессиональные объединения учителей, в которые входят руководители крупнейших муниципальных методических объединений и наиболее авторитетные педагоги.

В то же время, несмотря на проводимую работу, сегодня необходимо принятие дополнительных мер, направленных на повышение профессионального уровня педагогов.

На территории Рязанской области представляется результативной такая система повышения квалификации педагогических работников, в структуре которой функционируют традиционные институты, осуществляющие научно-исследовательскую деятельность, проводящие профессиональную переподготовку, реализующие массовые программы повышения квалификации, которые в профессиональной среде называются «плановым повышением квалификации», и центры, которые берут на себя функции анализа диагностики профессиональных компетенций педагогических работников, оказывают им помощь в построении индивидуальных образовательных маршрутов, организуют обучение по разработанным специально для конкретного педагога модулям программ повышения квалификации и модулям, которые реализуются в форме стажировок, задействуют ресурс профессиональных сообществ педагогов и руководителей образовательных организаций для «горизонтального» обучения, организуют другие образовательные активности.

Руководящие кадры

Численность административно-управленческого персонала в образовательных организациях Рязанской области составляет около 3 тысяч человек. Общий стаж работы до 5 лет имеют 2% управленцев, от 5 до 15 лет – 9%, 15 лет и более – 89%.

Для создания единого образовательного пространства, обеспечивающего базовое содержание и равные условия для получения качественного образования, с 2019 года в регионе реализуется механизм управления системой образования, который основывается на подписании соглашений с главами муниципальных образований, устанавливающих взаимные обязательства по вопросам повышения качества образования, предоставляемого муниципальными образовательными организациями.

Современные тенденции в школьном образовании обусловливают изменение требований к руководителю образовательной организации в части его непрерывного профессионального развития, совершенствования востребованных инновационными процессами компетенций. В целях формирования резерва современных управленческих кадров в регионе была проведена соответствующая работа.

Утверждены положение о кадровом резерве системы образования Рязанской области для замещения вакантных должностей «руководитель», «заместитель руководителя» муниципальных и государственных образовательных организаций Рязанской области и примерное положение об аттестации руководителей муниципальных образовательных организаций Рязанской области. С участием представителя министерства образования и молодежной политики Рязанской области проводятся конкурсы на замещение вакантных должностей руководитель (заместитель руководителя) образовательной организации, аттестация руководителей образовательных организаций. В рамках данных процедур предусмотрено тестирование руководителей образовательных организаций с использованием платформы «Успех руководителя образовательной организации» и заслушивание руководителей.

На постоянной основе проводится мониторинг деятельности руководителей муниципальных органов управления образованием и руководителей муниципальных общеобразовательных организаций.

В соответствии с Законом Рязанской области от 29.08.2013 № 42-ОЗ «Об образовании в Рязанской области» к полномочиям министерства образования и молодежной политики относится согласование назначения должностных лиц исполнительно-распорядительных органов (местных администраций) муниципальных районов и городских округов (заместителей глав местных администраций, руководителей структурных подразделений местных администраций или отраслевых органов местных администраций), осуществляющих муниципальное управление в сфере образования.

8) Внедрение технологий бережливого производства. Цифровизация системы образования.

Одним из направлений деятельности министерства образования и молодежной политики Рязанской области с 2018 года является внедрение технологий «Бережливого производства». Определены основные направления работы: «Бережливая школа», «Бережливый детский сад», «Бережливое учреждение СПО».

С целью обеспечения ускоренного и эффективного внедрения технологий бережливого производства в деятельность организаций сферы образования в министерстве создан региональный координационный центр, в муниципальных органах управления образованием – муниципальные координационные центры. Для повышения эффективности и качества работы муниципальных органов управления образованием и образовательных организаций региона в первом квартале 2021 года увеличен охват образовательных организаций, внедряющих технологии бережливого производства: количество детских садов увеличено с 17-ти до 38-ми, школ – с 10 до 33-х.

Основными направлениями реализации проектов муниципальными органами и организациями сферы образования являются:

– повышение эффективности организационных процессов в образовательных учреждениях;

– оптимизация процессов подготовки к учебным занятиям;

– оптимизация процесса адаптации ребенка в образовательной организации;

– повышение эффективности логистических процессов в образовательной организации.

В перспективе – увеличение сети образовательных организаций, внедряющих проекты по улучшениям до 100%, и количества направлений проектной деятельности.

Цифровизация – один из способов сделать образование одинаково качественным для всех: сформировать персонализированный подход к ученикам, внедрить дифференцированное обучение, которое учитывает потребности каждого. Система образования станет источником цифровых изменений лишь при условии, что сама будет флагманом цифровых решений и технологий. Предпосылки для таких перемен в системе образования региона уже сформированы.

Функционируют ряд электронных сервисов (запись в детский сад, запись в первый класс и др.).

Доля участников образовательных отношений, зарегистрированных и использующих государственную информационную систему «Электронное образование Рязанской области», составляет 100% от общего числа учащихся и педагогических работников.

Все образовательные организации, расположенные на территории Рязанской области, в 2021 году будут обеспечены Интернет-соединением со скоростью не менее 100 Мб/c – для образовательных организаций, расположенных в городах, 50 Мб/c – для образовательных организаций, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, а также гарантированным интернет-трафиком.

Основные цели, задачи и направления развития в данном направлении определены в Стратегии цифровой трансформации системы образования Рязанской области.

III. Конкурентоспособность системы образования Рязанской области

Достигнутый на сегодняшний день уровень развития образования Рязанской области проанализирован в таблице.

Таблица.

SWOT-анализ развития системы образования Рязанской области

Сильные стороны

Слабые стороны

наличие общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение на высоком качественном уровне;

наличие различных видов общеобразовательных организаций, реализующих программы дошкольного, общего и дополнительного образования;

стопроцентный уровень обеспечения местами в ДОО детей от трех до семи лет;

наличие инфраструктуры для развития талантливых детей и молодежи;

развитие системы дополнительного образования, в том числе увеличение доступности бесплатных программ;

реализация мероприятий по улучшению результатов школ, работающих в сложном социальном контексте;

соответствие подготовки квалифицированных кадров потребностям рынка труда;

наличие высококвалифицированных педагогических кадров, в том числе победителей конкурсов профессионального мастерства, народных учителей, заслуженных учителей, почетных работников системы образования;

цифровизация образовательных организаций: подключение к высокоскоростным каналам связи, обеспечение организаций лицензионным программным обеспечением, автоматизация процессов управления в системе образования;

формирование региональной (персонифицированной) системы повышения квалификации педагогических кадров;

эффективная организация рабочих процессов

строительство новых жилых комплексов опережает развитие социальной инфраструктуры и как следствие сложности в обеспечении местами в детских садах и школах в шаговой доступности от данных образовательных объектов;

потребность в местах для детей от двух месяцев до трех лет в дошкольных образовательных организациях;

наличие общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение в две смены;

недостаточное развитие сетевого взаимодействия образовательных организаций;

недостаточное развитие служб психолого-педагогической помощи в образовательных организациях;

дефицит педагогических кадров, в том числе обеспечивающих качественное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (педагогов-дефектологов, логопедов, психологов и т.д.);

низкая закрепляемость молодых специалистов в образовательных организациях;

недостаточное финансирование для создания на региональном уровне более эффективной системы мер материальной поддержки молодых педагогов;

недостаточная эффективность работы с одаренными детьми, в том числе по подготовке победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников;

недостаточная эффективность управления образовательными организациями

 

Возможности

Угрозы

обеспечение на всех уровнях доступного и качественного образования;

осуществление эффективной государственной поддержки системы образования за счет федерального, областного и муниципальных бюджетов;

участие в федеральных программах и проектах, предусматривающих финансовую поддержку мероприятий по развитию системы образования;

развитие сети общеобразовательных учреждений, применяющих электронное обучение и дистанционные образовательные технологии;

удовлетворение потребностей экономики Рязанской области квалифицированными кадрами со средним профессиональным образованием;

создание системы привлечения и закрепления в отрасли молодых специалистов-педагогов

объемы финансирования не смогут полностью обеспечить потребность системы образования Рязанской области необходимую для реализации поставленных в Стратегии целей и задач;

высокая изношенность зданий и систем коммуникации образовательных организаций;

«старение» педагогических кадров;

недостаточное развитие современной социальной инфраструктуры, отсутствие жилья, что приводит к нехватке молодых педагогов в образовательных организациях, расположенных в сельской местности;

более привлекательные условия труда в секторах экономики Рязанской области и других регионах Российской Федерации

 

IV. Сценарии долгосрочного развития системы образования Рязанской области

На период до 2030 года можно выделить следующие основные сценарии развития образования Рязанской области.

Сценарий 1. Инерционный (консервативный)

Инерционный сценарий предполагает при общем слабоположительном эффекте от проводимых преобразований сохранение слабых сторон, характерных для модели развития образования Рязанской области.

Сценарий 2. Инновационный (базовый)

Инновационный сценарий предполагает обновленное позиционирование системы образования Рязанской области в области подготовки кадров для высокотехнологических отраслей: информационных технологий, приборостроения, медицины.

Базовый сценарий предполагает меры по устранению слабых сторон и угроз предшествующего периода развития.

Показатели достижения целей развития системы образования Рязанской области (целевые показатели) разработаны в условиях базового сценария развития, как наиболее вероятного.

Сценарий 3. Форсированный (целевой)

Форсированный сценарий предполагает комплексные организационные преобразования в системе образования как главном ресурсе экономики будущего и реализацию крупнейших федеральных проектов в Рязанской области.

V.               Приоритеты, цели, задачи и направления развития системы образования Рязанской области в соответствии с предложенными приоритетами

Приоритет 1. Развитие системы дошкольного образования

Цель: повышение качества и доступности дошкольного образования

Задачи:

– развитие образовательной сети, обеспечивающих равный доступ населения, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, к услугам дошкольного образования;

– увеличение охвата услугами дошкольного образования за счет развития системы частных дошкольных образовательных организаций;

– внедрение лучших образовательных практик в систему дошкольного образования Рязанской области.

Приоритет 2. Развитие системы общего образования, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Цель: создание в системе общего образования равных возможностей для современного качественного образования и позитивной социализации детей

Задачи:

– обеспечение односменного режима обучения в 1 – 11 (12) классах общеобразовательных организаций и перевод обучающихся в новые здания общеобразовательных организаций из зданий с износом 50% и выше

– создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников;

– создание безопасных условий для проведения учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях;

– модернизация содержания образования и образовательной среды для обеспечения готовности выпускников общеобразовательных организаций к дальнейшему обучению и деятельности в высокотехнологичной экономике.

Приоритет 3. Развитие системы дополнительного образования

Цель: создание условий для модернизации и устойчивого развития сферы дополнительного образования детей

Задачи:

– увеличение охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием;

– увеличение количества организаций дополнительного образования, в которых созданы условия для реализации современных программ исследовательской, научно-технической, проектно-конструкторской деятельности обучающихся;

– охват детей деятельностью региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, технопарков «Кванториум» и центров «ИТ-куб»;

– сохранение соотношения уровня оплаты труда педагогов организаций дополнительного образования и средней заработной платы учителей региона ежегодно на уровне не менее 100%;

– сохранение и развитие инфраструктуры отдыха и оздоровления детей;

– увеличение охвата детей отдыхом и оздоровлением, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Приоритет 4. Развитие системы профессионального образования

Цель: обеспечить экономику региона квалифицированными кадрами со средним профессиональным образованием

Задачи:

– обновление содержания образования, укрепление материально-технической базы учреждений СПО;

– повышение финансовой устойчивости и целевая поддержка колледжей;

– повышение квалификации работников системы СПО;

– развитие культуры профессиональных соревнований.

Приоритет 5. Развитие системы воспитания. Обеспечение возможности по самореализации и развития талантов у детей и молодежи

Цель: Консолидация усилий различных институтов гражданского общества на региональном и муниципальном уровнях

Задачи:

– развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные ценности;

–   воспитание патриотов Российской Федерации и рязанского края;

– воспитание у подростков и молодежи готовности к защите интересов Отечества.

Приоритет 6. Реализация молодежной политики

Цель: создание условий для развития, социализации и самореализации молодежи

Задачи:

– обеспечение эффективной социализации и вовлечения молодежи в активную общественную деятельность;

– создание условий для проявления и развития инновационного потенциала молодых людей, поддержка талантливой молодежи;

– информирование о реализации государственной молодежной политики;

– реализация регионального проекта «Социальная активность (Рязанская область)», направленного на достижение результатов федерального проекта «Социальная активность».

Цель: государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилом помещении

Задача:

– предоставление молодым семьям, участникам подпрограммы, социальных выплат на приобретение жилья или строительство жилого дома, дополнительной социальной выплаты по рождению (усыновлению) одного ребенка.

Цель: совершенствование системы патриотического воспитания

Задачи:

– совершенствование системы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;

– совершенствование системы военно-патриотического воспитания молодежи и повышение мотивации к военной службе в современных условиях.

Приоритет 7. Развитие кадрового потенциала отрасли

Цель: развитие педагогического потенциала системы образования Рязанской области.

Задачи:

– создание Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников на базе ОГБУ ДПО «Рязанский институт развития образования»;

– обеспечение к 2030 году охвата различными формами поддержки и сопровождения в первые три года работы не менее 70% педагогических работников в возрасте до 35 лет;

– реализация на территории Рязанской области программы «Земский учитель»;

– привлечение молодых специалистов для работы в системе образования Рязанской области в рамках реализации целевого обучения, реализации мер социальной поддержки молодых педагогов;

– организация работы по профессиональной ориентации школьников на педагогические профессии.

VI. Реализация Стратегии

Положения Стратегии детализируются в государственных программах Рязанской области.

В качестве механизмов реализации Стратегии также рассматриваются:

ведомственные целевые программы Рязанской области;

муниципальные программы Рязанской области;

региональные, ведомственные проекты Рязанской области;

национальные и федеральные проекты, государственные программы Российской Федерации, федеральные целевые программы, федеральные адресные инвестиционные программы.

Также используются принципы проектного управления, инструменты государственно-частного, муниципально-частного партнерства.

В целях повышения эффективности стратегического развития Рязанской области, осуществляемой на основе комплексной оценки основных социально-экономических и финансовых показателей, будет проводиться мониторинг реализации Стратегии.

Результаты мониторинга реализации Стратегии будут отражаться в рамках проведения расширенного итогового заседания коллегии министерства образования и молодежной политики Рязанской области.

По результатам проведения мониторинга реализации Стратегии может осуществляться корректировка Стратегии.

1.     Показатели достижения целей развития системы образования и реализации молодежной политики Рязанской области

Наименование показателя

2021 год

2025 год

2030 год

1

2

3

4

Приоритет 1. Развитие системы дошкольного образования
Увеличение доли детей дошкольного возраста

(1,5-7 лет), охваченных всеми формами дошкольного образования, %

75,5

76,0

76,5

Обеспечение 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, %

98,03

99,87

100,0

Сохранение доли детей дошкольного возраста, обучающихся в частных дошкольных образовательных организациях, %

не менее 1,5

не менее 1,5

не менее 1,5

Приоритет 2. Развитие системы общего образования
Удельный вес численности обучающихся, занимающихся в одну смену в общей численности обучающихся в общеобразовательных организациях, %

94,8

100

100

Увеличение доли школьников, охваченных горячим питанием, %

87,4

88,2

88,7

Увеличение удельного веса объектов образования, отвечающих требованиям к обеспечению антитеррористической и пожарной безопасности, %

91,7

94,1

99,6

Доля выпускников 11-х классов, получивших аттестат, %

99,4

99,45

99,5

Приоритет 3. Развитие системы дополнительного образования
Охват детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием, %

72

74,5

74,5

Cохранение удельного веса организаций дополнительного образования, в которых созданы условия для реализации современных программ исследовательской, научно-технической, проектно-конструкторской деятельности обучающихся, %

34

36

36

Увеличение охвата детей отдыхом и оздоровлением, %.

5%

6%

10%

Приоритет 4. Развитие системы профессионального образования
Доля выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам СПО, занятых по виду деятельности, %

62

62,7

65

Доля организаций осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам СПО, в которых аттестация проводится в виде демонстрационного экзамена, %

50

80

100

Доля организаций осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам СПО, участвующих в движении Абилимпикс и Ворлдскиллс Россия, %

50

80

100

Приоритет 5. Развитие системы воспитания. Обеспечение возможности по самореализации и развития талантов у детей и молодежи
Доля обучающихся образовательных организаций (общего и среднего профессионального образования), охваченных программами воспитания, %

100

100

100

Доля образовательных организаций общего и среднего профессионального образования всех форм собственности и ведомственной принадлежности, в которых внедрены рабочие программы воспитания, %

100

100

100

Доля победителей, призеров регионального этапа всероссийской олимпиады школьников, %

45

45

45

Приоритет 6. Реализация молодежной политики
Доля молодых граждан, принимающих участие в деятельности общественных организаций, объединений, волонтерских отрядов, молодежных совещательных и консультативных органов, %

19,4

19,5

20

Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием заемных средств) при оказании содействия за счет средств федерального, областного и местных бюджетов, %

не менее 29

не менее 30

не менее 30

Количество проведенных фестивалей, акций, конкурсов, викторин и других мероприятий в сфере гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, %

не менее 10

не менее 10

не менее 10

Приоритет 7. Развитие кадрового потенциала отрасли
Удельный вес численности педагогических работников со стажем работы до 5 лет в общей численности педагогических работников общеобразовательных организаций Рязанской области, %

12

13

15

Доля педагогических работников общеобразовательных организаций, прошедших повышение квалификации, в том числе в центрах непрерывного повышения профессионального мастерства, %

9

40

40

2.     Срок и этапы реализации Стратегии

Выполнение Стратегии ориентировано на содержание обозначенных в ней направлений и допускает корректировки в процессе осуществления в силу возникновения непредвиденных изменений или неучтенных обстоятельств.

Реализация Стратегии предполагается в два этапа:

I этап: 2021 – 2025 годы. Формирование модели.

Данный этап включает решение задач по широкому доведению идей Стратегии до всех социальных групп Рязанской области с целью последующего их вовлечения в процесс обсуждения и принятия Стратегии, углубленному изучению состояния образовательной среды, отбору перспективных нововведений реформирования системы образования, разработке программ развития и проектов на уровне региона. Основное внимание планируется направить на завершение структурной перестройки системы образования региона в соответствии с выбранной Стратегией и на реформирование системы управления образованием в направлении качественного улучшения системы и практики управления, имеющейся организационной культуры. Главная задача данной стадии – освоение сетевого взаимодействия, как нового предмета управления региональной образовательной системой.

II этап: 2026 – 2030 годы. Достижение результата.

На данном этапе предполагается анализ выполнения задач Стратегии, реализации стратегических изменений, пересмотр программ, внесение в них обоснованных корректив и создание возможностей для перехода к следующим задачам развития системы образования Рязанской области.

3. Ожидаемые результаты реализации Стратегии

Претворение в жизнь приоритетов и задач Стратегии обеспечит формирование единого образовательного и воспитательного пространства, имеющего современную инфраструктуру, обновленную материально-техническую базу и содержание, удовлетворяющие всем требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Следствием реализации стратегии будет являться доступность для всех категорий граждан возможностей для получения качественного образования, в том числе и профессионального, а также удовлетворения их индивидуальных потребностей, способностей и интересов в разных видах деятельности независимо от места проживания, материального положения и состояния здоровья.

4. Оценка финансовых ресурсов, необходимых для

реализации Стратегии

Для обеспечения реализации Стратегии объем финансовых ресурсов на выполнение направлений и задач по оценке министерства образования и молодежной политики Рязанской области, составит примерно 198,68 млрд. руб. (по уровню финансирования отрасли в 2021 г. с учетом коэффициента инфляции 4%).

Финансирование мероприятий Стратегии будет осуществляться за счет средств федерального, областного, местных бюджетов, внебюджетных источников. Конкретизация финансирования по направлениям реализации Стратегии будет осуществляться в рамках государственных программ Рязанской области, в том числе государственной программа Рязанской области «Развитие образования и молодежной политики».

5. Информация о государственных программах

Рязанской области, утверждаемых в целях реализации Стратегии

1.     Государственная программа Рязанской области «Развитие образования и молодежной политики».

2.     Государственная программа Рязанской области «Социальная защита и поддержка населения».

с.Кипчаково

×