25 октября в Российском университете дружбы народов открылась Всероссийская конференция «Деятельность психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) в современных условиях. Ключевые ориентиры». Мероприятие объединило более 1500 участников – специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, курирующих вопросы образования, руководителей и специалистов ПМПК. Пленарное заседание конференции транслировалось в онлайн-режиме. Участие в работе конференции приняла заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В своём выступлении Т. Ю. Синюгина подчеркнула, что ПМПК должны занимать особое место в системе образования. Именно специалисты ПМПК определяют, каким образовательным маршрутом должны двигаться дети с особыми образовательными потребностями.
– Мы планируем перейти к централизованной модели, когда все ПМПК в регионе должны будут работать на базе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Вместо территориальных ПМПК будут филиалы одной комиссии, специалисты которых войдут в штат ППМС-центра, который получит госзадание на оказание услуги, – сказала Т. Ю. Синюгина.
Заместитель Министра пояснила, что к 1 января 2020 года все регионы должны будут перейти к централизованной модели деятельности комиссий, для этого будут внесены соответствующие изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и подзаконный акт, регламентирующий деятельность ПМПК (согласно приказу Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. №1082).
– Централизация ПМПК позволит не только систематизировать, унифицировать работу комиссий, но и поднять престиж специалистов ПМПК. Вместе с тем, вы должны это понимать, ещё более повышается уровень ответственности ПМПК за выданные рекомендации. Появится новая форма заключения комиссии, разработанная нами, которая коснётся организации получения образования и сдачи ГИА, – акцентировала Татьяна Юрьевна.
Заместитель Министра информировала, что в подготовленных поправках в федеральное законодательство в сфере образования понятие «ограниченные возможности здоровья» заменяется на «особые образовательные потребности», предельный возраст обращения в ПМПК не будет ограничен 18 годами, исключится норма о рекомендательной норме заключения для родителей, оно станет обязательным.
Т. Ю. Синюгина также подчеркнула, что специалисты ПМПК должны знать возможности своей региональной системы образования, информировать родителей о том, где и какую помощь может получить ребёнок.
– Для обеспечения методической помощи образовательным организациям, для консультирования родителей мы создаем федеральные ресурсные центры, а регионы создают по аналогии свои ресурсные центры по оказанию методической помощи образовательным организациям в организации обучения детей с особыми образовательными потребностями. Таких центров сейчас четыре: в Пскове – по работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями развития, в Санкт-Петербурге – по работе с детьми с нарушениями зрения, два центра в Москве – по работе с детьми с РАС и с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В ближайших наших планах открытие еще двух ФРЦ – по ранней помощи на базе ИКП РАО, а также по работе с детьми с нарушениями слуха и речи. Вы должны знать об этих центрах, и в сложных случаях, если нет соответствующих специалистов, родителям и педагогам нужно рекомендовать обращаться за помощью в наши в ФРЦ, – резюмировала Т. Ю. Синюгина.
26 октября работа конференции продолжится в секциях по направлениям деятельности специалистов ПМПК.
СправочноСегодня в России действуют 83 центральных и 1 315 территориальных ПМПК.