Археологи МГУ имени М.В. Ломоносова и их коллеги из России и других стран обнаружили в Каповой пещере в Башкирии палеолитический рисунок верблюда, позволяющий расширить и уточнить представления учёных о специфике передачи в каменном веке культурной информации как в пространстве, так и во времени.
Пещерная живопись каменного века впервые была обнаружена в Испании в 1876 году и с тех пор довольно хорошо изучена. В археологии появился термин — «франко-кантарийский очаг палеолитического искусства». В этом регионе, от Астурии на севере Испании до Прованса на юге Франции, на сегодня обнаружена наибольшая концентрация пещерной живописи эпохи древнего каменного века — палеолита.
На территории нашей страны аналогичная наскальная живопись была открыта в 1959 году биологом А. Рюминым в Каповой пещере на правом берегу реки Белой примерно в 400 км к югу от Уфы, и с 1960 года здесь ежегодно проводятся археологические работы. С 1999 года исследования пещерных памятников эпохи палеолита в Каповой пещере ведёт постоянно действующая Южно-Уральская археологическая экспедиция МГУ.
Четырехъярусная Капова пещера протяжённостью около 3 км с высокими, просторными залами, галереями и даже подземные водоемами — настоящий Эрмитаж каменного века. Часть рисунков находится в критическом состоянии, и в ходе реставрации знаменитой композиции «Лошади и знаки» в зале Хаоса Каповой пещеры реставратор Эдуаль Гийаме из Андорры под натеками известковых отложений обнаружил изображение верблюда. Датировка этого рисунка уран-ториевым методом свидетельствует, что он один из самых древних в Каповой пещере (от 35 тыс. до 13 тыс. лет до н. э.).
– Рисунок верблюда, найденный на известном с конца 1970 годов полихромном панно «Лошади и знаки», не имеет аналогов в изобразительных комплексах пещер Франции и Испании, но имеет некоторое сходство с фигурой верблюда из Игнатьевской пещеры в Челябинской области. Теперь он, вероятно, становится значимым образом верхнепалеолитического пещерного бестиария Южного Урала, – говорит руководитель Южно-Уральской археологической экспедиции МГУ В.С. Житенёв.
Отсутствие двугорбых верблюдов на рисунках франко-кантабрийского очага палеолитического искусства для учёных неудивительно, от него до Каповой пещеры более 4 тыс. км по прямой, и бестиарий (набор животных на рисунках) тут характерен для южноуральской фауны. Но то, как прорисованы лошади и тот же верблюд, их взаимное расположение, цветовые гаммы на рисунках в Каповой пещере, по мнению учёных, свидетельствует о том, что здешние художники каменного века были прекрасно знакомы с канонами искусства, возникшего на территории современных Франции и Испании, наиболее густо заселённого района Земли накануне последнего ледникового максимума 26,5–19 тыс. лет назад.
Теперь учёные ждут результатов сравнительного анализа красок рисунков из Каповой пещеры и франко-кантабрийского региона. Если и рецепты их приготовления окажутся идентичными, то это позволит совершенно по-новому взглянуть на генетические связи этих двух очагов палеолитического пещерного искусства Европы, причём в буквальном, биологическом смысле термина «генетические связи». Возможно, расселение людей по Земле в каменном веке шло более интенсивно, а миграционные маршруты были более протяжёнными, чем принято считать сейчас.