В Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки представили модель уровневой оценки компетенций учителей русского языка и математики, которая является продолжением исследования компетенций педагогов, начатого в 2016 году. Эксперты рассказали о том, как будет проходить апробация модели в регионах и анализироваться результаты. В обсуждении приняла участие заместитель Министра образования и науки России Т.Ю. Синюгина.
– В течение длительного времени мы проводили подготовительную работу, апробация обсуждалась и с педагогическим сообществом, и с участвующими в ней субъектами Российской Федерации. Для нас важна добровольность участия. Результат позволит нам говорить о возможности построения индивидуальной траектории развития профессионализма и компетенций учителя, и здесь потребуется перестройка работы всех институтов, которые работают над повышением квалификации учителей, – сказала Татьяна Юрьевна.
В апробации разработанной модели примут участие более 4,5 тысяч учителей русского языка и математики из 13 субъектов Российской Федерации, выразивших готовность поучаствовать в ее проведении.
– Говоря о качестве образования, нельзя недооценивать роль учителя. Поэтому оценка профессиональных компетенций учителей на разных этапах профессиональной карьеры – это важнейшее направление образовательной политики, – пояснил руководитель Рособрнадзора С.С. Кравцов.
По его словам, результаты выполнения диагностической работы дадут возможность учителям провести самоанализ и самим увидеть свои сильные и слабые стороны.
Участникам апробации предстоит выполнить диагностическую работу, включающую 20 предметных заданий, три методические задачи и одну профессиональную задачу – проявить свои профессиональные знания и педагогический опыт в предложенной ситуации. Кроме того, участники апробации проведут открытый видеоурок, который оценят федеральные и региональные эксперты.
В ходе апробации будет также собрана контекстная информация, необходимая для анализа результатов исследования (стаж, квалификационная категория, учебная нагрузка, используемые учебно-методические комплекты и прочее).
Для выполнения работы каждому участнику апробации будет предоставлен электронный личный кабинет. Личные кабинеты созданы и для региональных экспертов, которые будут участвовать в проверке диагностических работ. Система личных кабинетов позволит передавать работы учителей по сети Интернет для проверки экспертами из других регионов.
Персональные результаты участия учителей в апробации не подлежат разглашению. Анализ результатов апробации будет проведен на общем массиве обезличенных данных.
Участие в разработке и экспертизе модели приняли Российская академия образования, ассоциации учителей математики и литературы и русского языка, специалисты Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО).
Результаты апробации модели руководитель Рособрнадзора С.С. Кравцов предложил обсудить на заседаниях Всероссийской ассоциации учителей математики и Ассоциации учителей литературы и русского языка с участием педагогов, испытавших данную модель оценки на себе.
– Мы готовы к обсуждению, готовы учитывать пожелания и вносить коррективы. Сейчас важно отработать технологию, методологию, обсудить результаты и затем думать о продолжении этой работы, – заявил руководитель Рособрнадзора.
Справочно
Целью методики уровневой оценки компетенций, разработанной специалистами Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, является получение достоверной информации об уровне профессиональной компетентности каждого учителя и отдельных групп учителей.
В дальнейшем оценка компетенций педагогов должна стать одним из элементов национальной системы профессионального роста учителей, которую разрабатывает Минобрнауки России по поручению Президента Российской Федерации.