21 декабря на площадке издания «Российская газета» Министр просвещения Российской Федерации О. Ю. Васильева приняла участие в «Деловом завтраке» и ответила на вопросы читателей.
Глава Минпросвещения России сообщила, что в рамках национального проекта «Образование» в течение шести лет будет выделено более 750 миллиардов рублей «на создание новых мест в сельских школах, межрегиональные центры компетенций и повышения профессионального мастерства учителей, детские технопарки и мобильные технопарки «Кванториум», IT-кубы, на вовлечение детей в естественно-научное и техническое творчество, на их раннюю профориентацию». О. Ю. Васильева уточнила направления, на которых будут сосредоточены усилия для достижения цели по вхождению России в десять ведущих стран мира по качеству общего образования. По её мнению, должна быть решена «триединая задача: развитие материально-технической базы, развитие содержания образования и профессиональное развитие педагогов, которые работают с детьми».
Отвечая на вопрос об учебной нагрузке на школьников, О. Ю. Васильева подчеркнула, что «вопрос содержания домашних заданий и их объёма – ответственность школы и конкретного педагога».
– Предельная нагрузка на ребёнка строго регламентирована: в первом классе домашнее задание не задают, во 2-3-х классах школьник не должен тратить на него больше полутора часов, в 4-5-х классах допускается максимум два часа, в 6-8-х – 2,5 часа, в 9-11-х – до 3,5 часов. Учителя эти нормы прекрасно знают и должны на них ориентироваться. Но проблема ещё и в том, что современные школьники плохо владеют функциональным чтением. Им трудно работать с текстом: понимать содержание, запоминать его, анализировать. Как следствие – могут возникнуть проблемы по остальным школьным предметам, дети начинают проводить за уроками весь вечер. Что может сделать учитель в ситуации, если дома с ребёнком никогда не читали, не вели долгих бесед, не прививали вкуса к литературе и чтению? Выход я вижу только один: родителям, молодым мамам и папам нужно снова начать читать детям книжки, а не бездумно выдавать малышам в руки гаджеты. Это непросто, но постепенно нам нужно восстанавливать то лучшее, чем отличалась советская система образования, – отметила Ольга Юрьевна.
Также Министр рассказала о возможностях карьерного роста педагогов в рамках реализации Национальной системы учительского роста.
– В России по поручению Президента создается Национальная система учительского роста. Она предполагает, что карьера учителя пойдёт не только по горизонтали, но и по вертикали. При этом мы нисколько не умаляем прежние заслуги наших педагогов. То есть останутся и первая, и высшая категория, и заслуженные наши учителя. А новые должности – это именно должности: за ними стоят реальные обязанности, которые необходимо выполнять. Например, «старший учитель» будет координировать работу других педагогов, методически её сопровождать и разрабатывать индивидуальные образовательные траектории с учётом особенностей учеников. «Старшим учителем» можно будет стать, только проработав в школе пять лет и получив предварительно первую или высшую квалификационную категорию. «Ведущий учитель» – это наставник для молодых педагогов. Поэтому здесь требования еще выше – 10 лет стажа плюс высшая квалификационная категория. «Ведущий учитель» будет помогать другим педагогам «войти» в профессию. Причём не только учителям-предметникам, но и педагогам-психологам, дефектологам, социальным педагогам, интегрировать все это в образовательный процесс. Мы очень хотим, чтобы у него была возможность для творческого подхода к воспитанию молодых педагогов, для вдумчивых бесед, для передачи опыта. Мы очень хотим вернуть потерянное наставничество в школу. И это не ноу-хау. Нам надо возвращать методические объединения внутри школ, восстанавливать связи между старшим поколением и поколением учителей, которое сегодня приходит на смену. Поэтому мы очень хотим вернуть потерянное наставничество в школу, – резюмировала Ольга Юрьевна.