23 мая в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого состоялось заседание Координационного совета по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки».
В мероприятии приняли участие представители Министерства образования и науки РФ – заместитель министра образования и науки России Л.М. Огородова и заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования С.А. Пилипенко, а также председатель Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга А.С. Максимов, президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга А.А. Турчак, руководители ведущих технических вузов, научно-производственных объединений и государственных корпораций России.
Координационный совет как консультативный орган при Минобрнауки России обеспечивает взаимодействие между участниками на предмет совершенствования системы образования. В состав совета входят представители высшей школы, промышленных предприятий, аналитических центров и органов государственной власти.
В рамках заседания Координационного совета в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого были подведены первые итоги и определены мероприятия по дальнейшему развитию федеральных учебно-методических объединений (УМО).
Заседание открыла заместитель министра образования и науки РФ Л.М. Огородова. Она отметила, что несмотря на развитие образовательной системы, ее главная задача остается неизменной – обеспечить экономику страны высококвалифицированными инженерными кадрами.
– Важно, чтобы в России система образования была трендом развития рынка, а не системой подготовки кадров для рынка. В этом смысле подготовка инженеров является актуальной не только потому, что в этом нуждается экономика, но и потому, что это самый большой объем образования в стране: 468 вузов сегодня проводят подготовку инженерно-технических работников – это порядка 1,25 миллиона человек, – сказала Л.М. Огородова.
Данный показатель составляет 29% от общего объема высшего образования в России.
О специфике Санкт-Петербурга, где научно-образовательная сфера является градообразующей и 18% активного населения города связано с наукой и профессиональным образованием, рассказал на заседании Координационного совета председатель Комитета по науке и высшей школе А.С. Максимов. Он также констатировал, что в последнее время фиксируется рост количества абитуриентов, поступающих в вузы технического профиля, и повышение среднего балла ЕГЭ.
Ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, академик РАН А.И. Рудской отметил, что взаимодействие Координационного совета с федеральными учебно-методическими объединениями позволяет аккумулировать интеллектуальный потенциал университетов России и эффективно его использовать.
– Благодаря совместной работе 23 инженерных федеральных УМО, Координационного совета и Минобрнауки России было создано самое главное – эффективный инструмент развития инженерного образования, связывающий в единую систему университетского преподавателя, работодателя и министра образования и науки Российской Федерации, – подчеркнул А.И. Рудской.
Повестка заседания Координационного совета началась с рассмотрения актуальных вопросов подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки». Докладчиком по этому вопросу выступил ректор СПбПУ А.И. Рудской. Он отметил, что сейчас в профессиональном сообществе идут поиски наиболее оптимальных форм подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и реформирования государственной системы научной аттестации.
– Зарубежные профессиональные докторские программы формируют квалификацию, которая, будучи эквивалентной по статусу и сложности решаемых соискателем задач квалификации обладателя PhD, ориентирована на сферу промышленности или бизнеса, а не на академическую сферу, – сказал А.И. Рудской.
В связи с этим А.И. Рудской предложил ввести в России степень, аналогичную зарубежной степени доктор инженерии (EngD). Введение новой степени позволит работодателям более точно определять, какого работника высшей квалификации выбрать на выполнение конкретной научной или опытно-конструкторской работы.
Следующим на повестке дня стоял вопрос о разработке ФГОС ВО 3++ и примерных основных образовательных программ. Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России С.А. Пилипенко подробно рассказал о задачах системы федеральных УМО по актуализации ФГОС с учетом требований профессиональных стандартов.
Предметом выступления проректора по перспективным проектам СПбПУ, лидера (соруководителя) рабочей группы «Технет» Национальной технологической инициативы А.И. Боровкова стала разработка примерных основных образовательных программ.
– Так как процесс разработки новых профессиональных стандартов и обновление действующих является перманентным, а процедура согласования и утверждения ФГОС достаточно сложная и длительная, то Департаментом государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России было принято решение об усилении роли и статуса примерных основных образовательных программ, – уточнил А.И. Боровков.
Непосредственно о результатах разработки примерной основной образовательной программы на основе предложенного макета на заседании рассказал председатель федеральных УМО по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки 29.00.00 «Технологии легкой промышленности» С.С. Юхин.
В рамках заседания были также сделаны сообщения о развитии системы федеральных УМО. Текущую ситуацию по данной тематике проанализировали первый проректор МГТУ им. Н.Э. Баумана Б.В. Падалкин и ректор Московского государственного строительного университета А.А. Волков. С докладом «Киберфизические системы – стандарты и подготовка кадров» выступил вице-президент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» И.Р. Агамирзян.
По итогам заседания Координационного совета по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» было принято решение по каждому из вопросов, стоявших на повестке дня.
После завершения заседания для гостей была проведена экскурсия по Научно-исследовательскому корпусу с посещением Суперкомпьютерного центра «Политехнический».